История театра
Театр «Царицынская опера», отметив двадцатилетие в 2024 году, уверенно смотрит в будущее, динамично развиваясь и совершенствуясь. Несмотря на свой возраст (является одним из самых молодых театров региона), он известен и любим в своем регионе и далеко за его пределами. В его репертуаре лучшие образцы мировой оперной и балетной классики: «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «Иоланта» и «Пиковая дама» П.Чайковского, «Кармина Бурана» К.Орфа, «Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголези, «Кармен» Ж. Бизе, «Князь Игорь» А. Бородина, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Дон Кихот» Л. Минкуса и многие-многие другие, представлена неоклассика, разножанровые концертные программы, всегда обязательно присутствуют музыкальные сказки для детей! При поддержке благотворительного фонда Илзе Лиепа в «Царицынской опере» открыта балетная школа-студия для детей. Начала работу и детская хоровая студия театра. Их воспитанники привлекаются к участию в спектаклях театра, что несомненно позволяет развивать профориентационную работу и решать вопросы дефицита кадров в культурной сфере.
«Великому городу – великая музыка!» – слоган театра звучит в каждом шаге его творческого пути. В «Царицынской опере» чтут традиции русского театра, оперной и балетной классики, заложенные лучшими представителями исполнительского мастерства волгоградской музыкальной сцены, стоявшими у истоков создания театра.
Краткий экскурс в оперную историю города
Опера была известна и любима в нашем городе еще в те годы, когда он носил свое первое имя – Царицын. До революции на разных сценических площадках здесь выступали: Федор Шаляпин, оказавший большое влияние на мировое оперное искусство, Николай и Медея Фигнеры, удостоенные звания Солистов Его Величества, (их талантами восхищался сам Петр Ильич Чайковский, они готовили партии под его началом, а свои произведения Великий композитор писал в расчете на их вокальные и сценические возможности), заслуженный артист императорских театров Леонид Собинов, известный меццо-тенор (выпускник Петербургской и Московской консерваторий) Алексей Серебряков, знаменитый баритон итальянской оперы В. Андога, примадонна миланской оперы Бьянка Мартинелли и многие другие. Городская история сохранила и имена антрепренеров, работавших на ниве музыкально-театрального искусства: В.А. Крамолов, И.И. Собольщиков-Самарин, державший оперные труппы в Саратове и Казани, К.И. Банченко… и, конечно же, Владимир Михайлович Миллер, – известный меценат Царицына. Он был очень увлечен искусством, в 1902 году решил попробовать себя в роли антрепренера, начав с драматических спектаклей, вскоре перешел к опере, поскольку сам испытывал особую симпатию к этому жанру и хорошо пел. Некоторое время он арендовал театр-сад «Конкордия» (располагалось на берегу реки Царица, в наши дни примерно на этом месте находится станция скоростного трамвая «Пионерская»), а затем стал его владельцем.

Фото предоставлено Государственным архивом Волгоградской области.
Зимний театр «Конкордия» (открытка). Место события – Царицын. Дата события – [начало ХХ века]. Репродукция.
Сюда он поначалу приглашал артистов Московской частной оперы, а для зимнего сезона 1908-1909 набрал свою оперную труппу. Первый сезон принес большой успех Миллеру, он решил продолжить… Надо отметить, что приобретал он «Конкордию» деревянную, затем отстроил ее в камне, следил за техническим оснащением так, что бы здание театра было удобным и привлекательным для зрителей и гастролеров, благодаря этому культурная жизнь Царицына стремительно развивалась.
После революции, ближе к тридцатым годам, началось огосударствление театров, антрепризная жизнь закончилась, они расстались со своим коммерческим прошлым. Требования идеологии того времени, безусловно, сказались на репертуаре Сталинградского театра музыкальной комедии, впервые открывшего свой занавес в 1932 году в здании бывшего театра «Конкордия», главный лозунг – «Театральное искусство – в массы!». По этой причине особое внимание уделялось отечественным опереттам и музыкальным комедиям. Но опера не была забыта! Победоносно и жизнеутверждающе в разрушенном, но непобежденном Сталинграде, прозвучали аплодисменты балету Б. Астафьева «Бахчисарайский фонтан» и опере В. Энке «Любовь Яровая» – сталинградские артисты музкомедии вернулись в родной город и первое время работали в предоставленном им здании ФЗУ Тракторного завода, помещение не отапливалось, зрители сидели в шубах и валенках, но зал всегда был полон! «Конкордия» была разрушена в ходе Сталинградской битвы. Со временем театр обрел свой новый дом на Набережной. На протяжении многих лет во всех музыкально-театральных жанрах: опера, балет, музыкальная комедия и оперетта работал один творческий коллектив. Все это время неоднократно предпринимались попытки предать особой огранке оперу и балет, создав самостоятельный театр. Воплотить эту идею в жизнь удалось заслуженному деятелю искусств России Вадиму Венедиктову и творческой интеллигенции. Инициативу приехавшего в то время в город известного симфонического и театрального дирижера поддержали народный артист РСФСР Эдуард Серов (художественный руководитель и главный дирижёр Волгоградского академического симфонического оркестра), Александр Величкин (тогда – председатель комитета по культуре администрации Волгоградской области) и занимавший пост главы Администрации Волгоградской области Иван Шабунин. Несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию в стране и регионе, для реализации экспериментального, уникального на тот момент проекта «Волгоградская оперная антреприза» нашлись средства, талантливые творческие люди и государственная поддержка. Был создан коллектив, работающий полностью на контрактной основе.

Новая история волгоградской оперы
В 1992 году все необходимые документы были оформлены и «Волгоградская оперная антреприза» приступила к репетициям, так началась новая история городской оперы. 21 февраля 1993 года на сцене Центрального концертного зала состоялась премьера первого в Волгограде оперного спектакля – «Чио-Чио-Сан» Дж.Пуччини в постановке дирижера Вадима Венедиктова и приглашенного главного режиссера Казанского оперного театра Валерия Раку. Партию Чио-Чио-Сан спела, перешедшая в антрепризу из театра музыкальной комедии, известная вокалистка Татьяна Тесля. Горожане приняли премьеру с восторгом, десять спектаклей подряд прошли при полных аншлагах.

Заслуженный деятель искусств РСФСР В.Н.Венедиктов и артисты Волгоградской оперной антрепризы
после спектакля «Мадам Батерфляй» (Чио-Чио-Сан) (опера Джаккомо Пуччини)
на сцене Центрального концертного зала, Волгоград
С 1993 по 1998 годы художественным руководителем и главным дирижером антрепризы был заслуженный деятель искусств РСФСР Вадим Венедиктов. Под его руководством были поставлены оперы «Чио-Чио-Сан» и «Тоска» Дж. Пуччини, «Иоланта» П.И. Чайковского, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Сельская честь» П. Масканьи, «Кармен» Ж. Бизе, «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Народный артист РСФСР Эдуард Серов в творческом тандеме с московским режиссером Ольгой Ивановой стал дирижером-постановщиком оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». В сотрудничестве с известными российскими и зарубежными балетмейстерами осуществлена постановка одноактных балетов «Видение розы» К.М. фон Вебера, «Кармен-сюита» Ж.Бизе, Р.Щедрина, «Болеро» М. Равеля и многие другие. В этот период театр сотрудничал с такими известными оперными режиссерами, как Валерий Раку и Юрий Петров (Москва), Вадим Милков (Санкт-Петербург), Владимир Курочкин (Пермь).
В 1999 году директор Антрепризы Юрий Пятаков достиг соглашения о сотрудничестве с Московским государственным театром «Геликон-опера», результатом которого стала постановка в Волгограде оперы «Травиата» Дж. Верди, перенесенной со сцены московской «Геликон-оперы», ее художественным руководителем известным режиссером Дмитрием Бертманом. Этот спектакль был восторженно принят волгоградским зрителем. Большой эффект произвела и поставленная в 2001 году режиссером Сергеем Куницей опера Дж. «Верди» «Риголетто». Позже, в 2003 году на волгоградской сцене появилась «Пиковая дама» П.И.Чайковского в постановке молодого режиссера Константина Балакина. Все эти спектакли были приняты и критикой, и волгоградским зрителем очень тепло. Десятый юбилейный сезон Волгоградской оперной антрепризы завершился приглашением в Волгоград звезд оперного искусства – Любови Казарновской и Зураба Соткилавы.
Все годы существования антрепризы спектакли проходили на различных сценических площадках, в том числе и на сцене Центрального концертного зала, для репетиций использовались различные городские помещения. Остро стоял вопрос о собственном здании, имеющем достойную сцену, зрительный и репетиционные залы, необходимые площади для работы производственных и технических цехов. С каждым шагом на протяжении большого творческого пути, становилось понятно, что театр перерос «антрепризную планку», бессменный директор Волгоградской оперной антрепризы Юрий Николаевич Пятаков все чаще бывал в кабинетах руководителей, обсуждая вопрос создания театра, которому давно придумал имя – «Царицынская опера».

Новейшая история. Рождение «Царицынской оперы»
13 февраля 2004 года Председателем Комитета по культуре администрации Волгоградской области А.И. Величкиным был подписан приказ «О создании государственного учреждения культуры «Волгоградский государственный театр «Царицынская опера». Его основанием стало Постановление Администрации Волгоградской области, датированное шестым числом того же месяца. Согласно приказу, была проведена реорганизация в форме слияния двух учреждений культуры «Музыкальный театр – «Волгоградская оперная антреприза» и «Волгоградский областной центр театра и музыки». Так начат новый отсчет лет и театральных сезонов. Первым директором стал Владимир Леонович Федерас. Театру было отдано обладающее уникальными акустическими характеристиками здание бывшего Дворца культуры имени Ленина, построенное по проекту знаменитого архитектора Я.А. Корнфельда. Однако, первая премьера театра «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова была сыграна по-прежнему на сцене Центрального концертного зала, приобретенное здание требовало значительного ремонта и переоснащения. Режиссёром-постановщиком первого спектакля стал режиссёр Большого театра Михаил Панджавидзе. Впервые за всю историю театрального Волгограда были использованы новые технологии – видеопроекция отдельных персонажей на декорации спектакля. В сезоне 2005-2006 года подготовлена премьера оперы А.С. Даргомыжского «Русалка», которая состоялась 11 ноября 2005 года. Здесь компьютерные технологии полностью заменили декорации. Спектакль стал событием в культурной жизни города, заставив говорить о себе и вызвав бурную полемику в СМИ. С января 2006 года в штатное расписание театра введена должность художественного руководителя. Ее занял Михаил Панджавидзе, режиссер-постановщик опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» и А.С. Даргомыжского «Русалка». К этому времени театр смог отказаться от арендных площадок и стал играть спектакли на своей сцене. В этом же сезоне осуществлены две постановки музыкальных сказок, адресованных детской аудитории – оперы Э.С. Колмановского «Белоснежка» и М.А.Минкова «Волшебная музыка». Для взрослой публики в репертуаре появилась опера-зингшпиль «Директор театра» В.А.Моцарта с новым оригинальным текстом, а также первый балет нового театра «Барышня и Хулиган» Д. Д.Шостаковича.

Благодаря проводимому ремонту, здание театра постепенно становилось все более пригодным для эксплуатации. Было отремонтировано фойе (колонный зал), полностью заменено отопление, открыто театральное кафе и камерный зал, расширена оркестровая яма. Однако оставался целый ряд проблем, решать которые предстояло в будущем. Репертуарная политика так же претерпела изменения: руководством театра было принято решение о плановой замене старых постановок оперной антрепризы на новые, не меняя при этом названий. Очередной сезон театр открыл 13 октября 2006 года новой сценической версией оперы П.И.Чайковского «Иоланта». Последующие полтора года часть спектаклей театр был снова вынужден показывать на выездных площадках. «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Аида» Дж.Верди, балеты «Барышня и Хулиган» Д.Д.Шостаковича, «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно требовали гораздо лучших условий и оснащения, чем те, которыми на тот момент располагал театр. Постепенно проводилась реконструкция и реставрация здания, увеличивалось пространство сцены, улучшалось ее техническое оснащение, приобреталось компьютерное оборудование для современного оформления оперных и балетных спектаклей. С 2006 года началось активное сотрудничество «Царицынской оперы» с творческим и художественным составом Государственного Академического Большого театра Российской Федерации. Для участия в спектаклях приглашались солисты из оперных театров Москвы, Казани, Уфы, Саратова: Заслуженный артист России Вячеслав Почапский, Николай Казанский, Екатерина Головлева (ГАБТ, Москва), Николай Решетняк («Новая опера», Москва), Владимир Копытов (Уфа), Олег Мачин (Казань), Александр Багмат, Владимир Верин. С труппой «Царицынской оперы» охотно работают режиссеры-постановщики: Михаил Панджавидзе, Игорь Ушаков, Олег Найденышев, Владислав Капп, Елена Александрова (Москва); дирижеры-постановщики: заслуженный артист России Михаил Аркадьев, Михаил Грановский (Москва), Юрий Кочнев (Саратов). Волгоградские солисты – заслуженные артисты России Наталия Семенова, Николай Черепанов, Анна Девяткина, Елена Барышева не уступают в мастерстве оперным певцам из других городов. В течение нескольких лет коллективом театра подготовлены оперы: «Директор театра» В.А.Моцарта, «Чио-Чио-сан» Дж.Пуччини, «Аида» Дж. Верди, «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Русалка» А.С. Даргомыжского, балеты «Барышня и хулиган» Д.Д.Шостаковича, «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно, «Аполлон Мусагет» И.Ф.Стравинского, «Жизель» А. Адана.
В 2011 году Министерство культуры Волгоградской области поставило задачу сделать театр репертуарным. Директором театра был назначен заслуженный работник культуры РФ Владимир Божков, а художественное руководство возглавил Михаил Романовский. Театр впервые за свою историю утвердил репертуарный план. В декабре 2011 года осуществлена постановка оперы Дж. Пуччини «Тоска». Над ней работала творческая группа Мариинского театра Санкт-Петербурга: режиссер Иркин Габитов, дирижер Фабио Мастранжело и художник Вячеслав Окунев. К этому времени была поставлена и решена задача создания штатного оркестра театра «Царицынская опера». В июне 2012 года очередной театральный сезон был триумфально закрыт премьерой третьей по счёту версии оперы Ж. Бизе «Кармен». Постановщиком спектакля стал режиссер Геннадий Козин. Оркестр театра под руководством его главного дирижера Юрия Ильинова и группа ведущих солистов «Царицынской оперы» летом 2012 года побывали на гастролях в Дагестане, где приняли участие в V Международном музыкальном фестивале «Порт-Петровские Ассамблеи», который проходил в столице Дагестана – г. Махачкале. Фестиваль проводился в рамках мероприятий программы «Культурная Олимпиада «Сочи 2014». Год музыки». Премьерой нового театрального сезона 30 ноября 2012 года стала опера В. А. Моцарта «Così fan tutte» – «Так поступают все женщины», которая в «Царицынской опере» шла под названием «Школа любви». Поставил спектакль режиссёр Мариинского театра Иркин Габитов, дирижёр-постановщик – Владимир Стачинский, балетмейстер-постановщик – Владимир Романовский из Театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга. Ежегодно в мае театр проводит международный фестиваль искусств «Оперный альянс». Гости фестиваля – знаменитые оперные исполнители и музыканты, такие как дирижёр – заслуженный артист России Константин Орбелян, известный во всём мире своими концертными проектами с замечательными вокалистами – Дмитрием Хворостовским, Анной Нетребко, Рене Флеминг, Сондрой Радвановски. Событием фестиваля «Оперный альянс» в 2013 стала мировая премьера барочной оперы Дж. Ристори «Ариадна», музыку которой восстановили музыканты Мариинского театра по манускриптам архива Дрезденской библиотеки. В рамках фестиваля был реализован проект «Искусство без границ» при содействии Информационного Агентства «Турне» и посольства США в Москве. В нем участвовали солисты Lindeman Young Artist Programm при «Метрополитен Опера» Джон Мур, Марина и Джинджер Коста-Джексон. Педагог-коуч театра «Метрополитен Опера» Ховард Уоткинс провёл мастер класс, а гала-концертом фестиваля дирижировали заслуженный артист РФ Константин Орбелян и ассистент главного дирижёра «Метрополитен Опера» Хорхе Пароди. С апреля 2013 года в течение нескольких лет Константин Орбелян был генеральным продюсером и приглашённым музыкальным руководителем Волгоградского государственного театра «Царицынская опера». 15 ноября 2013 года состоялась премьера новой сценической версии оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленной режиссёром Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченченко Людмилой Налётовой. В план работы театра на этот сезон вошли также постановки опер В. А.Моцарта «Свадьба Фигаро» и балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». 23 мая 2014 года «Царицынская опера» состоялась премьера величайшего балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Балетмейстер-постановщик спектакля – заслуженный работник культуры РФ Т. Ерохина, сценография – художника-постановщика Г.Матевосяна, костюмы – главного художника театра лауреата Государственной премии Волгоградской области члена Союза художников России Е. Павловской. А накануне нового 2015 года волгоградцы увидели на сцене театра премьеру оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова. Спектакль, поставленный в Волгограде в 2001 году знаменитым оперным режиссером Дмитрием Бертманом, был восстановлен заслуженным деятелем искусств РФ, режиссером Мариинского театра Иркином Габитовым. Многие ключевые партии он доверил молодым актерам, благодаря чему спектакль заиграл новыми яркими красками. В подарок к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 5 мая 2015 года артисты театра показали спектакль «А зори здесь тихие», по мотивам одноименной оперы Кирилла Молчанова. Все годы существования театра здесь не забывают и о самых маленьких зрителях. Появились спектакли «Волшебная музыка», «Новогодний бал игрушек», «Тайна волшебных нот», «Чудеса в новогоднюю ночь». В июне 2015 года режиссером Денисом Постоевым был создан спектакль «Муха-цокотуха» по мотивам оперы Михаила Красева. В 2016 году в репертуаре театра появилась музыкальная сказка «Красная шапочка» советского композитора Михаила Раухвергера.
В 2015 году директором театра назначен Леонид Пикман – профессиональный финансист, руководитель, за плечами которого сконцентрирован огромный опыт работы на ключевых региональных и федеральных позициях. Приоритетными задачами его деятельности стали реконструкция здания «Царицынской оперы», ремонт помещений, благоустройство территории, комфорт и безопасность зрителей, артистов и технических сотрудников. Благодаря его усилиям при спонсорской поддержке полностью реконструированы колонный и камерный залы, модернизировано техническое оснащение. 27 апреля 2016 года состоялась долгожданная премьера балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Поставленный на средства Гранта губернатора Волгоградской области главным балетмейстером театра Татьяной Ерохиной, спектакль заслужил признание и любовь зрителей всех возрастов. Балетная труппа театра удостоена особого внимания волгоградского зрителя, также, как и ее бессменный руководитель, главный балетмейстер театра заслуженный работник культуры Российской Федерации Татьяна Ерохина. Хоровой коллектив театра под руководством главного хормейстера Юрия Панфилова заслужил искреннее признание публики. Долгие годы с театром сотрудничают известные волгоградские художники: Лауреаты Государственной премии Волгоградской области, члены Союза художников России Елена Павловская и Георгий Матевосян. Их авторству принадлежит сценическое оформление большинства репертуарных проектов «Царицынской оперы». Весна 2016 года порадовала зрителей появлением на сцене «Царицынской оперы» необычного яркого и зрелищного проекта – театрализованного концерта «Verdi. Passione. Верди. Страсть» в постановке режиссера Константина Балакина (Казань). А новый сезон 2016-2017 театр открыл грандиозной премьерой оперы Дж. Верди «Травиата» в постановке заслуженного деятеля искусств России Валерия Раку. Творческую эстафету руководства оркестром принял новый главный дирижер театра Сергей Гринев. Художественным руководителем театра стал заслуженный артист России Николай Черепанов, прошедший вместе с коллективом нелегкий путь его становления и развития практически со дня основания Волгоградской оперной анртрепризы. Главной своей задачей он считает – сохранить и приумножить престиж и традиции волгоградской оперной сцены; творческий коллектив, созданный и воспитанный годами напряженной работы.
Четырнадцатый театральный сезон 2017-2018 запомнился двумя яркими премьерами. К его началу приурочена опера «Богема» Дж.Пуччини в постановке известного волгоградского режиссера, художественного руководителя Волгоградского молодежного театра, заслуженного артиста РФ Владимира Бондаренко. Второй премьерой сезона стала опера «Алеко» С. Рахманинова в оригинальной версии признанного оперного режиссера, заслуженного деятеля искусств Валерия Раку. В афише театра появились новые интересные концертные и детские проекты, такие как яркие театрализованные шоу «Фабрика грез» и «Звуки Бродвея», «Домик тетушки Марты» с Детским симфоническим оркестром, «Новогодний бал для принцессы», «Новые приключения Вовки в Тридевятом царстве». В 2018 году детский репертуар пополнился мюзиклом Егора Шашина и Натальи Кузьминых «Принцесса на горошине», поставленным молодым режиссером Марией Кузьминой. Музыку Владимира Высоцкого в год его 80-летия, зрители услышали в культовом спектакле по сказке Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Автором оригинальной постановки стал режиссер Ричардас Пинтверис. В театре постоянно обновляется афиша разноплановых по формату и содержанию тематических концертные программ, рассчитанных на самый разный зрительский контингент. Бесспорной удачей коллектива театра стал грандиозный концерт-феерия «The Glory to Champions», приуроченный к открытию Чемпионата мира по футболу – 2018. Ярким завершающим аккордом 14-го театрального сезона стал спектакль «Тоска» Дж. Пуччини с великолепной Натальей Мурадымовой, солисткой Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в главной партии. Труппа театра ушла на каникулы с домашним заданием, в отпуске артисты должны были выучить партии оперы «Кармен» на французском языке.
Сезон 2018-2019 оказался уникальным, ведь он совпал с открытием в России Года театра. С октября по июнь «Царицынская опера» порадовала публику пятью полномасштабными премьерными спектаклями, среди которых: балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского в постановке главного балетмейстера театра Татьяны Ерохиной, новая версия оперы «Кармен» Ж.Бизе на языке оригинала от режиссера Грига Скоморовски, музыкально-хореографическая мистерия К.Орфа «Кармина Бурана», поставленная режиссером из Астрахани Александром Зверевым. Для детей в афише театра появились два оригинальных музыкальных проекта, молодого режиссера Марии Кузьминой: «Сat-Этикет» на музыку волгоградского композитора Олега Хозова и новогодний спектакль «В поисках Снегурочки». Театр осуществил несколько гастрольных туров, приняв участие в двух престижных оперных фестивалях. Одним из них стал, организованный Ассоциацией музыкальных театров России, Всероссийский фестиваль «Видеть музыку». Впервые в своей истории волгоградские артисты с успехом выступили на знаменитой сцене московского театра «Геликон-опера», представив спектакль «Così fan tutte» В.А.Моцарта. Вторым значимым гастрольным событием стал выезд в Краснодар. На сцене Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Гатова в рамках IV фестиваля оперного искусства «Опера без границ» был показан один лучших спектаклей волгоградской труппы – опера Дж. Пуччини «Тоска». Среди премьерных концертных проектов 15-го театрального сезона можно выделить традиционный Рождественский бал – «Гранд-отель «Бенефис»», совместные программы артистов «Царицынской оперы» с Волгоградским детским симфоническим оркестром под руководством главного дирижера театра Сергея Гринева. Широкий общественный резонанс получили социальные проекты театра. Совместно со студентами и преподавателями ВолГУ коллектив инициировал инновационную культурно-образовательную программу «Театр оперы и балета в пространстве элитарного образования», организовал традиционный музыкальный праздник в честь Дня славянской письменности и культуры, участвовал в многочисленных мероприятиях муниципального и регионального значения. В Год театра в «Царицынской опере» был возобновлен традиционный оперный фестиваль «Оперный альянс». В рамках которого состоялись выступления обладательницы звания «Оперная дива» и премии «Грэмми» Марины Домашенко, солиста Мариинского театра Дмитрия Демидчика, гастроли двух Саратовских театров, концерты, мастер-классы, пресс-конференции.
В июне 2019 года состоялось торжественное мероприятие – обновленному камерному залу театра «Царицынская опера» присвоено имя создателя – дирижера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Вадима Венедиктова. Маэстро был очень тронут таким вниманием к его персоне, он с удовольствием рассказал собравшимся о том, как создавалась «Волгоградская оперная антреприза», строилась работа, и подарил волшебные минуты – музыка в его исполнении всегда была особенной, особенно, если это импровизация. С тех пор у входа в камерный зал висит позолоченная табличка с надписью «Венедиктовский зал». Как же ценно, что такое признание Вадим Николаевич успел получить при жизни!

Интерьер зала имени заслуженного деятеля искусств РСФСР Вадима Венедиктова
В преддверии Шестнадцатого театрального сезона театр захлестнули события, ставшие этапными в жизни коллектива. 30 августа солисты и оркестр театра «Царицынская опера» приняли участие во Всероссийском театральном марафоне в Астрахани. В масштабном мероприятии, организованном в рамках Года театра на территории Астраханского Кремля, волгоградские оперные артисты прекрасно заявили о себе в ряду участников из всех регионов ЮФО. Заместитель правительства РФ Ольга Голодец и министр культуры РФ Владимир Мединский получили от волгоградской делегации памятные сувениры. 4 и 5 октября «Царицынская опера» открыла новый театральный сезон грандиозной премьерой эпического полотна – оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Для постановки спектакля был приглашен один из самых талантливых и перспективных молодых режиссеров российского музыкального театра, выпускник ГИТИСа (мастерская Дмитрия Бертмана), дважды лауреат московского Международного конкурса молодых оперных режиссеров «НАНО-ОПЕРА» – Павел Сорокин. Сценография и костюмы созданы художниками театра, членами Союза художников России Еленой Павловской и Георгием Матевосяном. Дирижером-постановщиком спектакля выступил главный дирижер театра Сергей Гринев. Премьерные спектакли прошли с оглушительным успехом. А менее чем через месяц, 1 и 2 ноября 2019 года коллектив впервые посетил Саратовский театр оперы и балета с гастролями. Это был ответный визит волгоградских артистов в рамках Межрегиональной программы «Большие гастроли». Напомним, что Саратовский оперный театр принял участие в фестивале «Оперный альянс», прошедший в «Царицынской опере» в финале предыдущего 15-го театрального сезона. Почти 200 волгоградских артистов посетили соседний регион. Саратовская публика с восторгом приняла все три премьерных спектакля «Царицынской оперы»: музыкально-хореографическую мистерию Карла Орфа «Кармина Бурана», новую версию оперы «Кармен» Жоржа Бизе и детский мюзикл Егора Шашина и Натальи Кузьминых «Принцесса на горошине» в постановке Марии Кузьминой.
Следующим этапом в жизни коллектива «Царицынской оперы» стала долгожданная премьера оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Возможность осуществить на своей сцене эту постановку появилась благодаря гранту Министерства культуры РФ. Уже известный волгоградцам своей постановкой «Кармен», режиссер Григ Скоморовски представил оригинальную концепцию мирового оперного шедевра 13 декабря 2019 года.В этот раз в работе над спектаклем, наряду с коллективом театра, принимала участие международная команда, состоящая из художников, сценографов, инженеров, хореографов, работающих в российских столицах, а также в театрах Европы. Дирижером-постановщиком спектакля стал главный дирижёр «Царицынской оперы» Сергей Гринев. Сложная технически и насыщенная эмоционально «Пиковая дама» вызвала немало восторженных зрительских откликов. Спектакли идут с неизменным аншлагом, вызывая бурю оваций и оживленные обсуждения зрителей. Премьера балета «Дон Кихот» Л. Минкуса стала еще одним ярким событием конца 2019 года. Она состоялась 30 декабря в честь 150-летия со дня первой постановки балета Л. Минкуса «Дон Кихот» на сцене Большого театра. Театр «Царицынская опера» представил балет «Дон Кихот» в оригинальной хореографической редакции главного балетмейстера театра Татьяны Ерохиной. Спектакль поставлен на средства Гранта Губернатора Волгоградской области, присуждаемого ежегодно для поддержки творческих проектов в сфере театрального искусства.

2020 год стал для театра испытанием на прочность. В условиях самоизоляции, обусловленной охватившей мир пандемией коронавируса Covid-19, коллективу пришлось осваивать новые форматы взаимодействия со зрителем. Лучшие театральные проекты были открыты для просмотра онлайн. Артисты выкладывали в социальные сети видео домашних репетиций и выступлений. Специалисты театра активно участвовали в онлайн встречах, конференциях, мероприятиях, организованных профессиональными сообществами. Кроме того, коллектив театра и его руководители активно строили планы, создавая проекты, которые могли бы стать реальностью в самое ближайшее время. И оно не заставило себя ждать. Ярчайшим событием стали гастроли театра в Москве. 9 ноября 2020 года на сцене Московского театра «Новая опера» им Е.В. Колобова был показан спектакль «Кармина Бурана» на музыку К.Орфа режиссера-постановщика Александра Зверева.

Волгоградцы уже во второй раз стали участниками фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку». Семнадцатый театральный сезон был открыт 14 ноября 2020 года. Разрешенная пятидесятипроцентная наполняемость зала не помешала зрителям в полной мере оценить уникальный проект «Моцарт. Больше чем любовь». Созданный главным режиссером театра Михаилом Косилкиным спектакль, не укладывается в привычные жанровые рамки, в нём тесно переплетены музыка и история жизни композитора. Для зрителей и артистов этот проект стал знаковым, как первая долгожданная встреча после длительного вынужденного перерыва.
Особой страницей в истории театра стало участие в международном проекте по повышению финансовой грамотности населения и финансовому образованию, это совместный проект ГБУК «Волгоградский государственный театр «Царицынская опера» и Комитета финансов Волгоградской области. В рамках подпрограммы «Повышение финансовой грамотности населения Волгоградской области», государственной программы Волгоградской области «Управление государственными финансами Волгоградской области», утвержденной Постановлением Администрации Волгоградской области от 23.01.2017 №10-п состоялись премьеры музыкальной сказки «Бизнес Кот» (Владимир Мингалев) и мюзикл «Когда финансы поют романсы» (Юлия Брехова). Театр стал пилотной площадкой по реализации этого международного проекта, социально-образовательные, просветительские задачи органично вплелись в сказочные истории и рассказаны многочисленным зрителям средствами музыкально-театрального искусства, а позже появились на свет «Кастинг на миллион» (Мария Кузьмина) и аудио-спектакли. Их записи учат финансовой грамотности школьников, а зачастую и членов их семьи, по всей России, они предоставлены для свободного просмотра и прослушивания. Участие в этом проекте получило высокую оценку Минфина и продолжается до сих пор.
Новый 2021 год театр встретил зажигательным и удивительно душевным проектом. Премьера лайт-оперы «Когда нам было по 17-18 лет» успешно прошла в театре в самом начале января. Хиты советской эстрады, «перемещение» в 60-90-е годы XX века зрители сопровождали бурными овациями. Творческий дебют молодого режиссёра Светланы Яковлевой имел оглушительный успех, каждый показ ностальгического шоу зритель встречает аншлагом. Удачным оказался и второй проект этого режиссера. Уже в конце января юные поклонники театра увидели яркий и веселый детский мюзикл «Аленький цветочек», музыку к которому написала композитор Юлиана Донская, а либретто уже известный нашему зрителю автор Наталья Кузьминых. В 2021 году художественным руководителем театра «Царицынская опера» стал Антон Лубченко, один из ведущих российских молодых дирижёров и композиторов, имеющий за плечами опыт успешного руководства Государственным Приморским театром оперы и балета во Владивостоке (ныне – Приморская сцена Мариинского театра), Сочинским симфоническим оркестром. Среди проектов, созданных волгоградскими оперными артистами под руководством маэстро – концертное исполнение оперы «Иоланта» П.И. Чайковского, концерт по произведениям Валерия Гаврилина «Военные письма», грандиозный проект, посвящённый музыке великого русского классика «Чайковский-гала», уникальный спектакль, объединивший две одноактные оперы выдающихся композиторов XX века: М. Таривердиева «Ожидание» и Ф.Пуленка «Человеческий голос». По достоинству оценили юные зрители и симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева, никогда ранее не исполнявшуюся на сцене «Царицынской оперы». Грандиозным событием XVII театрального сезона «Царицынской оперы» стала, показанная 22 мая 2021 года, премьера оперы «Богема» Дж. Пуччини в постановке известного, талантливого режиссера лауреата международных театральных фестивалей А. Фекета.

Оригинальная трактовка образов, концепция, в которой события классического оперного сюжета, воспринимаются зрителями как бы через объектив старинной фотокамеры, сделала спектакль абсолютным хитом репертуара театра этого времени. Общепризнанным шедевром стали декорации и костюмы, созданные по эскизам известного театрального художника неоднократного номинанта премии «Золотая маска» Елены Вершининой. 4 и 5 июня 2021 года волгоградские оперные артисты вновь посетили Краснодар. В этот раз в рамках федеральной программы «Большие гастроли» на сцене Творческого объединения Премьера имени Л.Г. Гатова с оглушительным успехом прошли три ярких постановки: музыкально-хореографическая мистерия «Кармина Бурана» К. Орфа, музыкальный спектакль «Алиса в Стране чудес» на музыку В. Высоцкого и театрализованный концерт «Verdi. Passione. Верди. Страсть».
В 2021 году пост директора театра «Царицынская опера» занял главный дирижер Сергей Сергеевич Гринев. Благодаря его усилиям положительные изменения коснулись развития репертуара театра. Сергей Сергеевич – творческий вдохновитель всех без исключения проектов театра, курирующий работу от идеи до воплощения. За последние три года в театре состоялось множество премьер больших и малых форм: «Богема» Дж. Пуччини, «Иоланта» П. И. Чайковского, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголези, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, музыкально-литературный спектакль по мотивам оперы П. И. Чайковского и романа А.С. Пушкина «Она звалась Татьяной», концертные программы «Под рождественской звездой», «Песни нашей молодости», «Очарование романса» и многие-многие другие. Продолжая фестивальные инициативы, театр пригласил гостей на гуманитарный просветительский проект «Искусство в деталях», став на несколько месяцев площадкой для творческих экспериментов и культурного обмена между регионами, после отбора, зрителям были представлены лучшие авторские проекты из Москвы, Ростова-на-Дону, Саратова, Астрахани. Дипломом Первого Волгоградского регионального театрального фестиваля «Успех», проводимого Волгоградским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации» в номинации «Лучший спектакль» награждена постановка оперы Д. Пуччини «Богема» Волгоградского государственного театра «Царицынская опера». Лауреатами государственной премии Волгоградской области в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно-просветительской деятельности за 2022 год в номинации «Театральное искусство» стал авторский коллектив нашего театра в составе Андрея Павлова, Татьяны Колпиковой и Руслана Сигбатулина, за оперу «Богема» они удостоены премии 1-й степени. 13 мая 2022 года состоялась премьера оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». В Волгограде поставлена впервые. Оригинальная концепция и кропотливая постановочная работа – заслуга приглашенного известного российского оперного режиссера Михаила Панджавидзе. Расставить акценты, вскрыть смыслы и визуализировать фантастические видения и кошмары гениального сказочника ему удалось благодаря талантливой сценографии театрального художника из Германии Гарри Гуммеля и костюмам, созданным московской художницей Татьяной Кондрычиной. Спектакль был назван главной премьерой Восемнадцатого театрального сезона и знаковой для театра, это произведение исполняется не часто и далеко не всеми театрами по причине высокой сложности. То, что в репертуаре театра «Царицынская опера» есть такая постановка говорит о его высоком уровне. В июле 2022 года, под занавес Восемнадцатого театрального сезона, «Царицынская опера» поразила новым творческим экспериментом – волгоградское культурное сообщество восторженно обсуждало грандиозный гала-концерт с участием ведущих солистов театра «Опера. Перезагрузка», создав современное яркое шоу на стыке жанров, где каждый номер гала-концерта удивил как остроумным визуально-пластическим, так и оригинальным музыкальным решением.
В ноябре 2022 года после капитального ремонта открылись помещения ротонды, отремонтировано более 150 квадратных метров помещения. Композиционной части здания возвращен первоначальный вид, который был задуман еще автором проекта знаменитым архитектором Яковом Корнфельдом. Ремонтные работы осуществлены при поддержке комитета культуры и комитета финансов Волгоградской области. Осенью 2022 года генеральным партнером театра стало Акционерное общество «Корпорация «Красный октябрь» – лидер производства нержавеющей стали на рынке России и ближайший сосед театра. При этой финансовой поддержке «Царицынская опера» решает часть своих будничных хозяйственных задач и позволяет украсить премьерные постановки.

Коллектив «Хоровая капелла» в 2023 году отметил свой 80-летний юбилей. В его творческом багаже более тысячи концертов, на которых выросло не одно поколение. В наши дни участники коллектива заняты в крупнейших постановках театра, дарят слушателям ежегодно более десяти своих уникальных тематических концертных программ, руководит капеллой Юрий Панфилов. В свой юбилейный год творческий коллектив подарил множество интересных встреч со зрителем, наиболее яркими из которых стали программы, посвященные Исааку Дунаевскому и Александре Пахмутовой.
20 театральный сезон
Одно из главных детских произведений 20 века получило новое прочтение в 20 театральном сезоне театра «Царицынская опера», став его первой премьерой. 4 ноября 2023 года состоялся первый показ мультижанрового спектакля по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», публика аплодировала мировой премьере – для проекта была специально написана музыка заслуженным работником культуры РФ Валентином Овсянниковым присутствовавшим на премьерных показах, – новое произведение впервые представлено зрителю, что очень отрадно, именно здесь, на волгоградской сцене, на сцене театра «Царицынская опера»! Новая работа приурочена сразу к нескольким датам: в 2023 году 80 лет исполнилось с момента первой публикации книги, 100 лет как Антуан де Сент-Экзюпери занялся литературой, и в 2024 году – 80 лет с даты разведывательного полета, из которого не вернулся автор повести-сказки, побившей все рекорды по продажам изданий и количеству переводов. С особым трепетом за работу принималась сплоченная, уже хорошо известная по многим проектам волгоградскому зрителю, команда постановщиков театра: режиссер – Мария Кузьмина, автор идеи, дирижер и музыкальный руководитель – Сергей Гринев, балетмейстер – Светлана Яковлева. Амбициозный творческий проект удался – синтез оркестровой музыки, балетного искусства и слова! Особая роль здесь отдана оркестру, который, заняв свое место на сцене, сопроводил зрителя в удивительном путешествии по миру театрально-музыкального искусства, психологии, философии и добра. Это яркое событие стало возможным благодаря Гранту Губернатора Волгоградской области.

14 ноября 2023 года театр принимал у себя в гостях марафон «Мой Рахманинов», приуроченный к 150-летию со дня рождения Великого композитора. На сцене «Царицынской оперы» состоялся грандиозный концерт Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова – одного из старейших симфонических коллективов страны, отметившего свое 85-летие в 2021 году Проект проводился при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Организатор марафона – ФГБУК РОСКОНЦЕРТ. Волгоградские зрители услышали концертную программу, направленную на сохранение и развитие отечественной музыкальной культуры, укрепление единого культурного пространства нашей страны, познакомились с творчеством дирижера Дмитрия Юровского, под управлением которого выступали многие ведущие оркестры Великобритании, Италии, Португалии, Германии, Австрии, Швеции, Нидерландов, Ирландии, Китая, Гонконга, Израиля, России. Соло в оркестре – Валентин Малинин – звезда нового поколения российских пианистов, обладатель Гран-при I Всероссийского конкурса композиторов школы-студии современного искусства (2023), обладатель премии XVII Международный конкурс имени П. И. Чайковского (2023), финалист VIII Конкурса молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера (2022), лауреат VII Международного конкурса композиторов и аранжировщиков им. И. О. Дунаевского (2020) и других. В 2023 году авторский коллектив в составе ассистента режиссера Татьяны Ниценко и солистов-вокалистов театра Натальи Филипповой и Виталия Ревякина получил за оперу Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» государственную премию Волгоградской области 2-й степени в номинации «Театральное искусство».
Громким успехом увенчалось второе рождение балета «Щелкунчик», называемого жемчужиной мирового балета, к работе над постановкой были приглашены такие величины современного российского театра как народный артист России Юрий Клевцов (балетмейстер-постановщик) его работам аплодировали в Большом театре, во многих музыкальных театрах нашей необъятной страны и далеко за ее пределами (например, в Аргентине, – Театр Колон – оперный театр в Буэнос-Айресе). Костюмы и сценография принадлежат авторству известного советского и российского сценографа, академика Российской академии художеств Дмитрия Афанасьевича Чербаджи, это имя также связано с ведущими музыкальными театрами России и зарубежья, в их числе Большой театр, Студия «Григорович-балет», Театр оперы и балета Азербайджана и многие другие, а произведения Дмитрия Афанасьевича находятся в собраниях столичных и других отечественных музеев, в частных коллекциях Москвы и Италии.

В продолжение сказочно-музыкальных традиций театра-юбиляра, маленьким зрителям и их родителям была представлена новогодняя премьера «Самый лучший праздник». Мюзикл композитора Сергея Липенко и Марии Кузьминой (автор либретто и режиссер-постановщик) стал второй работой этого авторского дуэта, годом ранее «Царицынская опера» подарила малышам спектакль «Сто спасибо для Деда Мороза», произведения отличаются оригинальными сюжетами, они созданы не по мотивам известных историй. Новогодний подарок, как всегда, сделал театр и взрослым – лучшие голоса волгоградской оперной сцены поделились своей любовью к самому волшебному празднику в концертной программе «Ирония судьбы», автор идеи и дирижер-постановщик Сергей Гринев, режиссеры Мария Кузьмина и Светлана Яковлева.
16 февраля 2024 года «Царицынская опера», делая очередное посвящение празднованию своего юбилея, представила премьеру оперы Р. Леонкавалло «Паяцы». За двадцатилетнюю историю театр впервые обратился к этому произведению. Зрители увидели режиссерскую версию постановки Алексея Михайлова, хорошо известному публике в качестве солиста-вокалиста.
Пышный праздник подарило Волгоградское региональное отделение Союза театральных деятелей РФ в честь своего 85-летия 2 апреля 2024 года. Мероприятие было также приурочено к Дню работника культуры РФ и Всемирному дню театра. Здесь были объявлены результаты Второго Волгоградского регионального театрального фестиваля «Успех». Множество аплодисментов театрального сообщества получили в свой адрес представители нашего театра, поднимавшиеся на сцену и собравшие целый букет признаний фестиваля. Дипломами за творческую индивидуальность и мастерство награждены солисты-вокалисты театра «Царицынская опера» Наталья Филиппова (за роли Никлауса, голоса матери Антонии, музы поэзии в опере «Сказки Гофмана»), Алексей Михайлов за роль Гофмана. Руслан Сигбатулин – за роли Линдорфа, Коппелиуса, доктора Микраля, Дапертутто. Дипломом в номинации «Лучшая женская роль» награждена заслуженная артистка России Анна Девяткина за роль Стеллы, Джульетты, Антонии, Олимпии. А Волгоградский государственный театр «Царицынская опера» награжден дипломом за оригинальную интерпретацию гофмановской фантасмагории в опере.
27 апреля 2024 года состоялась премьера спектакля «НЕмаленькие трагедии» – оригинальная режиссерская идея позволила объединить под одним названием две оперы «Алеко» С. Рахманинова и «Каменный гость» А. Даргомыжского Московские гости – выпускники ГИТИСа, молодые режиссеры Полина Пимахова и Александр Паркин, художник-сценограф Зося Манакова, изменив время и место действия предложили увидеть под новым углом трагедии известных пушкинских героев.
Еще одно, главное посвящение «Царицынской оперы» 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина сделано под занавес юбилейного Двадцатого театрального сезона. Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин», стала торжественным аккордом празднования юбилея. Для постановки были приглашены обладатель медали Франциска Скорины, лауреат Национальной театральной премии республики Беларусь, главный режиссер Большого театра Беларуси Анна Моторная и художник по костюмам Татьяна Лисовенко.

Время бежит очень быстро, вот уже 21 театральный сезон открыт (официальное открытие состоялось 19 сентября 2024 года, а встречи со зрителями стартовали с началом осени). Артисты успели побывать на гастролях, – на новой сцене Саратовского академического театра оперы и балета в рамках межрегиональной программы «Большие гастроли» были показаны спектакли: «Моцарт. Больше чем любовь», «Маленький принц», «Линии жизни», которые с большим восторгом в переполненных залах приняли зрители. Продолжает «Царицынская опера» и работу по повышению финансовой грамотности населения (совместный проект театра и Комитета финансов Волгоградской области на протяжении уже семи лет успешно «шагает по стране») в сентябре музыкальную сказку «Бизнес кот» увидели школьники городов Суровикино и Михайловка. 7 декабря состоялось еще одно очень важное событие, которое войдет в историю не только культурной жизни региона, – мировая премьера мистического балета Е.Притужалова «Илья Муромец и перо Жар-птицы» состоялась именно на волгоградской оперной сцене, рукоплещущая публика долго не отпускала авторов и постановщиков (Артем Паничкин (хореография), Анастасия Столярова (либретто), Сергей Гринев (дирижер-постановщик), Елена Вершинина (сценография и костюмы) Андрей Павлов (свет), артистов балета, оркестра, хора.

В новогодние праздники театр подарил еще две премьеры – мюзикл для детей «Школа Дедушки Мороза» (композитор С. Липенко, автор либретто и режиссер М. Кузьмина), всех закружил «Снежный карнавал» – праздничный концерт, над созданием которого работал А. Зверев.
Ежедневно большой коллектив театра «Царицынская опера» работает для того, что бы каждая новая встреча в зрительном зале была особенной и по-своему незабываемой и благодарит всех тех, кто интересуется его прошлым и настоящим, помогая делать очередной шаг в будущее, историю волгоградской оперы мы пишем вместе с вами, дорогие наши зрители! С нетерпением ждем вас на наших спектаклях и концертах!











