Газета «Грани культуры», сентябрь 2018 г. № 18 (203)

Леонид ПИКМАН:
«Нашим артистам кричали «Браво!» в «Геликон-опере»

Директор «Царицынской оперы» – о гастролях в столице и премьерах сезона

Новый сезон «Царицынская опера» встречает на творческом подъеме. В сентябре коллектив выступил в Москве на III Всероссийском фестивале музыкальных театров «Видеть музыку». Организатором этого форума является Ассоциация музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры РФ. Фестиваль проводится в третий раз, но уже успел зарекомендовать себя как один из крупнейших и наиболее статусных отечественных проектов в области театра.

В этом году он объединил более полутора десятков театров из Санкт-Петербурга, Москвы, Саратова, Ростова, Челябинска, Свердловска, Башкирии, Якутии, Алтая… «Видеть музыку» москвичи могут на разных театральных площадках с 17 сентября по 14 ноября, именно столько продлится этот музыкальный праздник. Волгоградцы показали свой спектакль одними из первых – 20 сентября – на сцене «Геликон-оперы». Вот так: первые в истории театра гастроли в столице и сразу – на одной из лучших оперных площадок не только Москвы, но и всей Европы.

Об этом невероятном опыте, о волнениях, впечатлениях, тревогах и радостях корреспонденту «Граней культуры» рассказал директор театра Леонид Пикман.

Кошелек или… столица

– Леонид Борисович, как появилось решение участвовать в фестивале?

– На первых двух фестивалях я побывал, что называется, для разведки: посмотрел, познакомился с организаторами. Могу сказать, что «Видеть музыку» быстро набрал вес в профессиональном сообществе. Если на первом фестивале участников было немного, так что каждый театр имел возможность представить по несколько спектаклей, то сейчас участников столько, что в основном все показывают по одной постановке.

Организаторы оплачивают проживание в столице, аренду зала. Но добираться надо за свой счет. А это нема- лые средства. Ведь оперный спектакль – многолюдный: помимо солистов, в нем участвуют оркестр, хор. Мы поехали в Москву командой в 120 человек, что обошлось более чем в миллион рублей. Поездка стала возможной, потому что «Царицынская опера» выиграла грант и была включена в программу «Большие гастроли» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ.

Кстати, мы могли бы использовать этот грант для коммерческих гастролей. Поехать, скажем, в Воронеж, Брянск, любой город, где нет оперного театра и просто заработать. Но коллектив решил показать себя на престижном фестивале в Москве. Услышать мнение искушенной столичной публики, получить оценку авторитетных музыкальных критиков. Это чрезвычайно важно для труппы, чтобы объективно оценить свой уровень, определить свое место среди других оперных театров, наметить вектор дальнейшего развития.

Отрадно, что комитет культуры Волгоградской области поддержал нас в этом решении. Вице-губернатор – председатель комитета Владимир Иванович Попков присутствовал на спектакле в «Геликон-опере», а после спектакля тепло поздравил коллектив.

Владимир ПОПКОВ, вице-губернатор – председатель комитета культуры Волгоградской области:
– Успех «Царицынской оперы» на одном из крупнейших и наиболее статусных отечественных музыкальных форумов показал, что в нашем регионе работает прекрасный профессиональный театральный коллектив, полный творческих сил и энергии, способный решать самые сложные задачи.

– А почему был выбран именно «Così fan tutte» («Так поступают все женщины») В. Моцарта?

– По условиям этого фестиваля театр сам определяет, с каким спектаклем выезжать. В нашем репертуаре есть замечательные итальянские оперы на русском языке. Но исполнять для столичных меломанов итальянскую оперу на русском – не совсем верный ход. У нас есть прекрасная постановка «Евгений Онегин», но в программе фестиваля уже было заявлено два «Евгения Онегина». А в «Così fan tutte» все сошлось: это одна из последних опер Моцарта, где во всем блеске явлен композиторский стиль гения, и в то же время это произведение ставится нечасто и поэтому интригует московского зрителя, является некой загадкой.

Арии исполняются на итальянском (как в оригинале), а речитативы – на русском. Музыкальный материал сложный, ансамблевый: много дуэтов, трио, квартетов. Но главная проблема была в том, что пришлось вводить новых исполнителей сразу на три главные роли из пяти. Солистам было нелегко, но в тоже время присутствовал азарт. Каждому хотелось победить, чтобы войти в первый состав и выступить в «Геликон-опере». В результате на спектакле 20 сентября основные партии исполнили заслуженная артистка России Елена Барышева (Дорабелла), заслуженная артистка России Анна Девяткина (Деспина), Елена Плешакова (Фьордилиджи), Алексей Еленик (Дон Альфонсо), Алексей Шапошников (Феррандо) и Максим Орел (Гульельмо).

– Удалось порепетировать на сцене «Геликон-оперы»?

– Разумеется. Труппа приехала в Москву 18 сентября, а 19-го состоялась пятичасовая репетиция в «Геликон-опере». Это было необходимо и для вокалистов, и для оркестра под управлением Сергея Гринева. Конечно, потрясают удивительные акустические возможности зала, современное оснащение сцены. В день спектакля тоже была небольшая репетиция, так сказать, последний штрих.

Третий звонок, как звонок на экзамен

– Зал был полон?

– Да, зал на пятьсот мест был полон, несмотря на будний день. Рад, что поддержать нас пришли волгоградцы, ныне работающие в Москве. Например, депутат Госдумы Татьяна Игоревна Цыбизова приобрела билеты, пришла с букетами поздравить артистов. Но, конечно, в основном были москвичи. Где-то часа за полтора до начала стала собираться традиционная оперная аудитория: дамы элегантного возраста в вечерних платьях. Потом подтянулась молодежь, много было семейных пар. Я удивился: почему так рано?

Оказывается, за час до начала спектаклей в «Геликон-опере» проводится экскурсия по театру. А посмотреть там действительно есть на что. Когда-то на этом месте был знаменитый особняк княгини Шаховской. Несколько лет назад в театре завершилась масштабная реконструкция, и сейчас это – современное театральное здание с массой технических новаций, неординарных дизайнерских решений. Словом, один из лучших оперных театров Европы.

– Как приняла волгоградцев московская публика?

– Когда прозвучал третий звонок, я волновался невероятно, буквально за каждую ноту. Представьте, как волновались артисты! Но сумели сконцентрироваться и работали вдохновенно, с полной самоотдачей. После первой арии прозвучали вежливые аплодисменты. Потом с каждым новым ансамблем аплодисменты становились громче, искреннее. «Царицынской опере» удалось охватить зал легкостью моцартовского настроения. После спектакля зрители долго аплодировали, криками «Браво!», не отпуская со сцены покоривших их сердца артистов.

– А каковы оценки критиков?

– Подробно все узнаю 14 ноября. По традиции перед закрытием фестиваля происходит основательный «разбор полетов» по каждому представленному спектаклю, дискуссии между режиссерами. Пока могу сказать, что я видел, где сидели в зале приглашенные на фестиваль музыкальные критики, они тоже аплодировали от души. Те рецензии, что уже успели выйти, в основном положительные. Разумеется, отмечены и недостатки. И для нас это не менее важно, поскольку замечания, сделанные профессионалами, помогают совершенствоваться.

Встречая «Спящую красавицу»

– Какие премьеры подарит публике «Царицынская опера» в наступающем сезоне?

– Сезон откроет 4 октября полюбившийся публике концерт-феерия «The Glory to Champions». 7 октября волгоградцы смогут увидеть побывавший на фестивале спектакль «Così fan tutte» со «звездным» составом. А в ноябре ожидается большая премьера – балет «Спящая красавица». Спектакль поставлен на грант губернатора Волгоградской области. Это масштабная, затратная постановка. Достаточно сказать, что было сшито 164 сложных костюма.

Для юных зрителей в этом сезоне «Царицынская опера» подготовит образовательный спектакль «Кэт – этикет» на грант «Лукойла». И еще одну премьеру, скорее всего, «Конек-Горбунок». Разумеется, будет и детский новогодний спектакль, и Рождественский бал для взрослых. На 30, 31 января запланирована еще одна премьера – опера «Кармен» на французском языке в постановке режиссера, работающего с театрами Вены, Григория Скоморовского.

В нашем репертуаре уже есть «Кармен» на русском языке. Новая версия позволит волгоградцам услышать великую оперу так, как ее написал Бизе. Есть планы во второй половине сезона поставить «Кармина Бурана» К. Орфа. Надеюсь, порадует публику программа к 100-летию Бернстайна с участием наших солистов. Две премьерных программы готовит для слушателей хоровая капелла, одна из них посвящена юбилею Дж. Гершвина. Продолжится традиция камерных вечеров, причем с нового года они будут проходить в отремонтированном камерном зале под аккомпанемент нового рояля. Закроет сезон 2018/19 года еще одна грандиозная премьера, о которой мы расскажем позже.

Ирина БЕРНОВСКАЯ

Московские критики о спектакле «Царицынской оперы»

 

Александр МАТУСЕВИЧ, газета «Музыкальный Клондайк»:

«События фривольной комедии разворачиваются в моцартовские времена, о чем свидетельствуют простые и одновременно изящные костюмы Елены Павловской. Светлый колер декораций Георгия Матевосяна, легких и непритязательных, настраивает на оптимистичный лад, как бы говоря, что всё здесь, несмотря на порой драматичные перипетии, в итоге будет хорошо. Виртуозно проработаны характеры секстета протагонистов: у каждого есть своя история за плечами, своя personality, своя роль в этой истории».

 

Никита КУРОЧКО, сайт радио «Орфей»:

«Постановка классическая: музыка, костюмы, время и место действия – всё, как у Моцарта и автора либретто Лоренцо да Понте. Правда, последний на русском не писал. Волгоградский театр пошел на хитрость: чтобы зрители не отвлекались на титры с переводом, итальянские арии чередуются с речитативами на русском. Звучит непривычно, но внимание привлекает. В опере нет двусмысленных подтекстов и непонятных аллюзий – постановка ясна, проста и радует шалостью и легкостью моцартовского настроения».

 

Елена АЛЕКСЕЕВА, интернет-портал о культуре «Ревизор.ru»:

«Исполнение артистами трехчасовой оперы получилось смелым и уверенным восхождением на крещендо к финалу… Голоса двух главных героинь очень подходили друг другу по тембральной окраске. Несмотря на излишнюю сочность и недостающую остроту в стремлении на верхние ноты, они хорошо звучали в сладостных консонансах, терциях и секстах. Актерски Е. Плешакова (Фьордилиджи) и заслуженная артистка РФ Е. Барышева (Дорабелла) здорово изобразили неразлучных сестричек, оглядывающихся друг на друга в решении всех вопросов. Самый яркий сценический образ получился у заслуженной артистки РФ, лауреата госпремии Волгоградской области А. Девяткиной (служанка Деспина). По ходу действия, плетя интрижки и переодеваясь в разных персонажей, она каждый раз меняла голос и манеру вокального исполнения».

источник

Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»