Алексей Михайлов: «К партии Германа шёл всю свою сознательную жизнь»

Алексей Михайлов: «К партии Германа шёл всю свою сознательную жизнь»

Тенор «Царицынской оперы» Алексей Михайлов после исполнения партии Германа в премьерном спектакле «Пиковая дама» П.И. Чайковского стал настоящим открытием для зрителей и театральных критиков. Драматизм и трагизм душевной борьбы главного героя никого не оставил равнодушным, а сам солист признался, что роль Германа для него самая важная в жизни. 19 января в 17.00 у зрителей «Царицынской оперы» есть уникальная возможность увидеть снова мистический спектакль «Пиковая дама».

«Пиковая дама» изменила судьбу

– Алексей, начнём с партии Германа, которую вы исполнили, нет, прожили на сцене просто блестяще…

– Благодарю. Мне сложно передать словами мои эмоции... Когда занавес закрылся, у меня, наверное, не осталось никаких чувств. Наверное, потому, что все эмоции я прожил на сцене. После премьеры необходимо сыграть еще несколько спектаклей, чтобы постановка начала жить на сцене, набрала так сказать соки... появилось осмысление.

– Партию Германа называют самой сложной. Психологизм и драматизм этой партии зашкаливает, понять такого неоднозначного героя очень сложно.

– Жизненный опыт помог мне понять то, что чувствует Герман. Я сам часто находился в состоянии выбора, неустроенности… Мне близки его переживания, его проблемы, нахождение в социуме. Жизнь подбрасывает разные ситуации, в которых мы должны сделать осознанный выбор. От него в дальнейшем зависит тот путь, по которому мы будем двигаться. Опера «Пиковая дама» изменила мою судьбу. Моя первая сольная партия была именно в «Пиковой даме» и это был Герман. После я много раз вводился в спектакли разных театров как приглашённый солист, но сейчас случился первый опыт работы в постановочном процессе «Пиковой дамы». Я мечтал об этой всю свою жизнь. Очень рад, что это произошло в театре «Царицынская опера».

– Обо всём поподробнее. У вас нетипичная биография для оперного певца.

– Я начинал свой трудовой путь с рабочей специальности на одном из предприятий в Свердловске и никогда не думал, что окажусь в опере...Прошёл службу в армии. Музыкой я занимался всегда, играл на гитаре, саксофоне, играл в джазовом коллективе. Ноты учил самостоятельно, я не учился в музыкальной школе..

Про оперу сложился семейный анекдот

– Знакомство с оперой произошло позже?

– Намного позже.

Так случилось, что в Екатеринбурге (в годы перестройки Свердловск переименовали в Екатеринбург) я встретил своего друга Сергея Соснина с завода, тогда он неожиданно предложил мне пойти в оперный театр. Я так удивился. Интересно, что с оперным театром был связан один забавный случай из моего детства. В советское время в выходные принято было ходить в гости. Мои бабушка и дедушка жили в доме на территории штаба военного Уральского округа ( УралВО его еще назвали) и мы часто бывали у них по выходным. Помню там был большой закрытый двор, куда родители нас спокойно выпускали во двор гулять одних. Я тогда пошёл вместе с братом, мне было всего 3 года. И я пропал. Меня долго искали, родители нервничали. А потом нашли меня у входа в оперный театр. Мне пришлось протопать не менее километра, перейти оживлённый проспект Ленина, прежде чем добраться до места, где я никогда не был. Этот случай стал семейным анекдотом.

– А может он в чем- то был символичен, как ваша непростая дорога в оперный театр?

– Возможно. Много разных символов и даже мистики. Про ту встречу с другом с завода… Тогда моё первое знакомство с оперным театром началось со спектакля «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Меня буквально накрыло волной эмоций. После я пошёл в букинистический магазин и купил клавир, который до сих пор вожу с собой. Я принёс домой и сообщил отцу, что буду учить партию Германа. На что отец спросил: «С какого дуба ты упал?». Ровно через 10 лет я дебютировал в роли Германа на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета в этой же постановке.

– Вот это да? Вы как будто чувствовали или проецировали события будущего…

– В 2003 году в Екатеринбургский театр оперы и балета меня привёл педагог Андрей Павлович Жилкин. Перед этим событием поучился два года на вокальном отделением Московского государственного университета культуры и искусств (класс профессора М.Кузнецова). Мне также довелось, перед тем как стать солистом театра два года проработать в Московском театре им. К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в хоре. Игорь Германович Агафонников, Главный хормейстер театра, народный артист СССР сказал, что мне, возможно, стоит задуматься о сольной карьере. На сцену как солист оперы я вышел, когда мне было 37 лет. Примечательно, что в Екатеринбургский театр оперы и балета меня приняли на высокую категорию по тарифной сетке: из 18 существующих мне дали 17 категорию.

– А что потом?

– Потом была постановка «Богемы» Дж. Пуччини, в которой я исполнил роль Рудольфа. Павел Коблик был режиссёром- постановщиком, очень интересный получился спектакль. В Екатеринбурге мне сразу доверили главные партии, чему я был очень рад. Однако я был наверное не готов к психо-эмоциональной нагрузке или ждал, что театр – это что-то романтичное, одухотворённое. А это оказалось производство, тот же завод, где каждый выполняет свою работу. К тому времени у меня родился сын, моя семья жила в Москве.

Чтобы понять профессию – нужен опыт

– Вы постоянно учились, проходили стажировки у профессионалов оперного искусства. Искали свой путь?

– Именно так. У меня появились педагоги, я ездил на прослушивания, стажировался. Тогда я не понимал, что спетая партия- это только часть работы. Только сейчас осознал, что я проделал длинный путь, чтобы понять эту профессию. И это не столько певческий, сколько жизненный опыт. Всегда нужен рядом такой человек, который сможет поддержать и направить в нужное время. В результате я сам себе стал таким человеком.

– У вас был значительный период работы в Астраханском театре оперы и балета.

– Я думал, что останусь там жить. У меня даже дочь в Астрахани родилась. Моя супруга ушла с серьёзной должности в Москве и переехала со мной в этот южный город. Но и тут начались такие изменения, которые заставили нас уехать. Практически в никуда.

– Как оказалось – куда. Вас ждали в театре «Царицынская опера».

– С апреля 2019 года я служу «Царицынской опере». Забавно, что с Волгоградом у меня связаны важные воспоминания. В 3 года мы с братом приезжали в Волгоград к родной сестре мамы, которая здесь жила. Помню, что было лето, мы жутко обгорели и нас мазали сметаной. В 1982 году я учился в училище и нас привезли в Волгоград на экскурсию. В 2017 году вместе с Русланом Сигбатулиным мы пели «Иоланту» в «Царицынской опере» по приглашению главного дирижера Сергея Гринёва. А сейчас я здесь живу и работаю. В «Царицынской опере» чувствую себя очень комфортно, на творческом подъёме. Именно здесь у меня получилось то, о чём я так долго мечтал. Я недавно думал – а если бы я по другому действовал и выбирал другие пути? А нет верных решений, есть то, что приводит тебя к тому или иному результату. И сегодняшним итогом я очень доволен. Могу сказать больше, я счастлив! Для меня было невероятно приятно получить отзывы от моих коллег, которые знают меня много лет. Они независимые эксперты, мнение которых очень значимо. Среди них профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных Елена Евсеевна Стриковская, Пьявко Владислав Иванович, в прошлом солист Большого театра СССР, концертмейстеры и режиссеры, с которыми я работал. Они сказали, что партия Германа – это прорыв, это новый уровень.

– А есть партии, которые хотелось бы исполнить?

– Каждый выход на сцену – это опыт. Я счастливый человек, поскольку для тенора все, что мне хотелось – я спел. Я бы снова хотел петь партию Отелло в опере Джузеппе Верди «Отелло», она считается сложной, одной из вершин оперного искусства. На мой голос она хорошо ложится. Очень люблю партию Канио в опере «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Хотелось бы исполнить роль Калафа в опере «Турандот» Джакомо Пуччини, эту партию я готовил. И Радамаса в опере Джузеппе Верди «Аида», Ричарда в опере Верди "Бал-Маскарад"

– Удивительно пёстрое полотно вашей жизни, но главное, что рисунок получился красивый.

– В моей жизни как пазлы складывались события, в которых делал выбор, сейчас я увидел целое панно мозаики. И я понимаю – для чего мне нужны были те или иные ситуации, испытания. Наша судьба… она где-то написана и нас ведут. Мы сопротивляемся, набиваем шишки и снова идём к своей мечте.

 

Беседовала Анжела Буцких

 

Справка

В 1996-1998 гг. – артист хорового ансамбля Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

В 2000-2002 гг. – вокальное отделение Московского государственного университета культуры и искусств (класс профессора М.Кузнецова).

В 2007-2010 гг. – проходил стажировку в классе народного артиста СССР, солиста Большого театра, профессора В.И. Пьявко.

В 2010-2013 гг. – солист Фонда Ирины Архиповой.

В 2010-2011 гг. – стажировался в театре «Новая опера».

В 2010-2015 гг. – стажировался в классе профессора кафедры концертмейстерского искусства Российской академии музыки имени Гнесиных Е.Стриковской.

Участник проектов «Владислав Пьявко и компания», «Парад теноров», «Опера – новое поколение», «Конспект оперы».

Пел, как приглашённый солист, в оперных театрах Екатеринбурга и Уфы.

Зарубежные гастроли: Южная Корея, Сеул (1997), Сербия, Нови-Сад (2014), Азербайджан, Баку (2014), Румыния, Темишоара (2015).

В репертуаре:

  • Герман – «Пиковая Дама» (П.И. Чайковский)
  • Отелло – «Отелло» (Дж. Верди)
  • Канио – «Паяцы» (Р. Леонкавало)
  • Пинкертон – «Мадам Баттерфляй» (Дж. Пуччини)
  • Водемон – «Иоланта» (П.И. Чайковский)
  • Фауст – «Осуждение Фауста» (Г. Берлиоз)
  • Шуйский, Самозванец – «Борис Годунов»(М. Мусоргский)
  • Гришка-Кутерьма – «Сказание о Невидимом Граде Китеже и деве Февронии» (Н.А. Римский-Корсаков)
  • Риккардо – «Бал-Маскарад» (Дж. Верди)
  • Молодой цыган – «Алеко» (С.В. Рахманинов)
  • Рудольф – «Богема» (Дж. Пуччини)
  • Хозе – «Кармен»(Ж. Бизе)
  • Калаф – «Турандот» (Дж. Пуччини)
  • Турриду – «Сельская честь» (П. Масканьи)
  • Манрико – «Трубадур» (Дж. Верди)
  • Радамес – «Аида» (Дж. Верди)
  • Каварадосси – «Тоска» (Дж. Пуччини)
  • Янакос – «Греческие пасионы» (Б. Мартину)
  • Ерошка – «Князь Игорь» (А. Бородин)
  • Партии тенора («Кармина Бурана», 9-ая симфония Л. Бетховена)

 

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»