«Князь Игорь» – опера о Руси и русской душе

«Князь Игорь» – опера о Руси и русской душе

Эпический спектакль готовится к постановке в «Царицынской опере»

«Царицынская опера» готовится удивить зрителей премьерой нового театрального сезона эпическим спектаклем «Князь Игорь» Александра Бородина. Приглашенный режиссер Павел Сорокин планирует оторвать оперу от бытовизма, исторической привязки, акцентировать внимание на личности князя и авторской музыке.

Обобщение вместо историко-бытовых сцен

По словам директора «Царицынской оперы» Леонида Пикмана, окрепший и сплоченный коллектив театра готов к сложной постановке. «Князь Игорь» станет четвертой русской оперой в репертуаре театра после спектаклей «Иоланта», «Царская невеста», «Евгений Онегин».

На постановку был приглашен один из самых талантливых молодых российских режиссеров Павел Сорокин. Ученик народного артиста Дмитрия Бертмана, режиссер-постановщик Ростовского музыкального театра планирует задействовать различные средства для визуальных эффектов. Несмотря на небольшой размер сцены театра, режиссер нашел возможность для демонстрации зрелищного полотна. По словам Павла Сорокина, зрители не увидят историко-бытовых декораций Путивля с храмом и Половецкого стана. Их ожидает обобщенная метафоричная стильная «картинка», которая будет воспринята каждым зрителем индивидуально.

– «Князь Игорь» – опера о становлении, разрушении и возрождении личности князя Игоря, – рассказал Павел Сорокин. – Крупным планом перед нами предстанет человек, который олицетворяет Русь, Россию. Образ Игоря не однозначный, его метания, переживания, жажда жизни находят отражение в музыке. «Князь Игорь» на сцене «Царицынской оперы» не былина, а притча, нечто большее, некий обобщенный жанр. Мы не будем сводить исторические концы, финал будет пацифистского направления.

По словам режиссера, опера оставит много вопросов о русской душе. После возвращения Игоря домой он решит прекратить войну и направить историю в мирное русло.

Костюмы и образы главных героев

– В спектакле не будет исторических костюмов и образов, к которым мы привыкли, – продолжает Павел Сорокин. – Все стереотипы будут отпущены, для того, чтобы зрители могли погрузиться в новую историю героев оперы.

По словам главного художника Елены Павловской, костюмы не противоречат замыслу режиссера. Их основу составляют многослойные одежды больших форм. При этом у каждого сословия: бояре, воины, думные, народ свои костюмы. Большая часть из них выполнена в серых оттенках из грубого вязаного трикотажа. Впрочем, основное действие происходит зимой, поэтому одежды у каждого героя предостаточно. Кроме того, по мнению Елены Павловской, стиль костюмов русичей символизирует собранность, готовность действовать в любой момент. И только у половцев – степных свободных людей более яркие и жизнелюбивые оттенки. В них перемешаны все стихии: вода, небо, солнце, земля.

Интересно сценическое оформление спектакля. По словам художника-постановщика театра Георгия Матевосяна, декорации носят условный, символический характер. Они двигаются по сцене и создают различное пространство. Основу составляет круг, солнце, степь, ситуации, когда декорации дополняют действие и являются не конкретными, а скорее интуитивными элементами, рассчитанное на состояние, эмоции.

Космичная, возвышенная музыка

«Князь Игорь» – одно из важнейших произведений русской оперной классики. Недавно вышла версия партитуры и клавира оперы в редакции Александра Бородина. Известно, что после смерти композитора произведение было дописано Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Однако эти части выделяются в музыкальном полотне. Авторская же редакция сценария звучит более органично, некоторые эпизоды скомпонованы по-другому. В новой постановке взята основная линия произведения Александра Бородина. В режиссерской версии Павла Сорокина в театре «Царицынская опера» спектакль будет идти в двух действиях. Для того, чтобы показать неоднозначность главного героя и глубину переживаний была немного изменена структура произведения, однако музыкальный материал от этого не пострадал.

По словам главного дирижера театра «Царицынская опера» Сергея Гринева, опера «Князь Игорь» часто ставится как в России, так и за рубежом. Это произведение – своего рода конструктор, которое позволяет варьировать порядок номеров и действий в зависимости от режиссерской задумки.

– Материал авторской редакции, который мы используем в постановке спектакля позволяет проследить за изменениями личности князя Игоря, – отметил Павел Сорокин. – Мы добавили некоторые сцены и немного изменили их, что позволило лучше раскрыть образы героев произведения. Космичная музыка и вся история оторваны от земли, пребывают на воздушной подушке, в левитации. В таком варианте легче рассмотреть новые акценты, глубину человеческих чувств.

В спектакль помимо большого количества солистов, артистов хора будет привлечена балетная труппа театра. Одним из ярких эпизодов постановки с ее участием станут половецкие пляски. Номер, плотно привязанный к действию, поможет в восприятии образов князя Игоря и его сына Владимира. По сути, он станет красочным обрядом, в котором мужчина и женщина соединяются. В этой сцене Владимир решит остаться с Кончаковной, дочерью Кончака. Тем самым любовь победит многолетнюю вражду.

– Это произведение олицетворяет собою русскую музыку, опера «Князь Игорь» – это всем известные мотивы, очень патриотические и в то же время довольно сложные в исполнении, – подчеркнул главный дирижер театра Сергей Гринев. – Русские оперы изначально амбициозные и сложные проекты. Сегодня наш театр находится в том самой поре, когда можно рисковать и рассчитывать на успех.

 

Анжела Буцких

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»