Царицынская опера. Театральный сезон завершен. Год театра продолжается. (Обзор событий сезона 2018-2019)

Сейчас, когда в здании театра непривычно тихо, есть время осмыслить и подвести итоги, пожалуй, самого яркого в истории «Царицынской оперы» театрального сезона. Возможно, многие из событий, о которых мы вспомнили в этом обзоре, заставят посмотреть на работу театра по-новому, раскроют некоторые иные стороны театральной жизни, которые в суете и напряжённой гонке повседневности остались вне поля нашего внимания.

Начнем с того, что завершившийся сезон 2018-2019 уникален, ведь он совпал с открытием в России Года театра. Такое пристальное внимание к театру со стороны государства – само по себе знаковое событие, которое вряд ли повторится в обозримом будущем. А для каждого конкретного театрального коллектива и для «Царицынской оперы» в том числе – это в первую очередь – возможность заявить о себе как можно ярче. «Царицынская опера» использовала этот шанс по максимуму. А может быть просто настал момент, когда звезды для театра сошлись, и он вступил в стадию своего процветания.

Итак, о минувшем сезоне кратко: более 40 тысяч зрителей, посетили почти 160 мероприятий, с октября по июнь театр порадовал публику пятью премьерами, среди которых – три полномасштабных оперных и балетных спектакля. А еще: несколько гастрольных туров, участие в фестивалях, выезды в другие регионы для обмен опытом, воплощение в жизнь нескольких интересных социальных проектов, возрождение собственного оперного фестиваля и многое, многое другое.

Еще до официального открытия сезона жизнь театра закипела с невероятной силой. Выступив накануне на Дне города в Урюпинске, труппа почти полным составом едет на гастроли в Москву. Здесь 20 сентября на сцене знаменитой «Геликон-оперы» театр представил спектакль «Così fan tutte» В.А.Моцарта в рамках Всероссийского фестиваля «Видеть музыку», организованного Ассоциацией музыкальных театров России. Средства на поездку были выделены по программе «Большие гастроли» Министерства культуры Российской Федерации. В потрясающей атмосфере творчества и дружелюбия «Геликон-оперы», в зале с великолепной акустикой волгоградские артисты показали себя с самой лучшей стороны. Зал долго рукоплескал коллективу, криками «браво» не отпуская со сцены. Профессионалы отметили высокую планку, поднятую выбранным музыкальным материалом, яркую энергетику и мощный эмоциональный заряд. От всей души порадовались за театр и волгоградцы, пришедшие в Геликон-оперу, чтобы поддержать земляков. Это был первый подобный опыт участия нашего театра в фестивале такого высокого уровня. Наряду с прославленными российскими музыкальными театрами, «Царицынская опера» ярко заявила о себе, заставила говорить и писать о своемтворчестве профессиональных столичных критиков, анализировать полученный опыт и строить планы на будущее.

Едва отдохнув от сложной и ответственной поездки, артисты стали готовиться к началу сезона. По традиции, которая поддерживается уже четыре года, буквально накануне своего открытия, театр устраивает оперные флешмобы в торговых центрах города, как бы напоминая зрителю, о начале сезона, знакомя их с предстоящими премьерами, новыми проектами. Так было и на этот раз. Зрители с удовольствием реагировали на мощный оперный вокал, живое звучание оркестра, усиленное акустикой торгово-развлекательных залов. А неожиданно возникающие из толпы покупателей артисты, вызывали искренний интерес и восторг.

По многочисленным просьбам зрителей по желанию самих артистов, открытие нового театрального сезона решили посвятить отгремевшему прошлым летом мундиалю. Специально подготовленный к мировому футбольному форуму, грандиозный концерт–феерия «The Gloryto Champions» имел огромный успех и вызвал широкий резонанс среди волгоградцев и гостей чемпионата. 4 октября этим уникальным оперным шоу в честь спорта, победителей, дружбы и единения между народами и открыли театральный сезон.

А уже 28 октября маленьких зрителей ждала премьера. Абсолютно новая, оригинальная, веселая и озорная музыкальная сказка «Кэт-этикет» была поставлена молодым режиссером Марией Кузьминой на музыку волгоградского композитора Олега Хозова. Постановка был осуществлена на средства гранта ПАО «Лукойл», которые предприятие ежегодно выделяет для реализации социальных проектов. Так благодаря «Лукойлу» в репертуаре появилась необычная современная сказка, которая учит малышей правилам поведения в школе, на улице и в театре.

В этом же ряду стоит и участие театра во Всероссийской культурно-образовательной акции «Ночь искусств – 2018». 4 ноября «Ночь искусств» артисты театра пригласили провести вместе с ними. Кроме бродвейских хитов в программе концерта «Бродвей+», зрители впервые получили возможность пообщаться с руководителями сразу всех служб и цехов театра, его ведущими солистами, узнать о планах и задумках директора, ближайших премьерах, которые не заставили себя ждать.

Уже 24 и 25 ноября «Царицынская опера» представила грандиозную премьеру балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» в хореографии Мариуса Петипа, под редакцией главного балетмейстера театра Татьяны Ерохиной. Постановка стала возможной благодаря Гранту губернатора Волгоградской области. Калейдоскоп сказочных персонажей, великолепные костюмы, яркие декорации – шедевр, который второй век подряд восхищает публику всего мира,теперь в репертуаре «Царицынской оперы» дополнил гениальную балетную трилогию П.И.Чайковского.

В контексте реализации социальных проектов можно рассматривать и участие в уникальном инновационном научно-образовательном проекте «Театр оперы и балета в пространстве элитарного образования». Творческие встречи с артистами, показы оперных и балетных спектаклей были организованы специально для студентов и преподавателей Волгоградского государственного университет. Цель такого творческого сотрудничества – знакомя студентов с лучшими образцами мирового музыкального наследия, сделать университетское образование по-настоящему разносторонним. Театру, в свою очередь, важно воспитывать любителей классического искусства еще со студенческой скамьи, таким образом значительно увеличивая свою нынешнюю и будущую аудиторию.

Официальное мероприятие, посвященное открытию Года театра в нашем регионе, 13 декабря состоялось в зале театра «Царицынская опера». Тогда администрацией области было подчеркнуто значение театра в жизни волгоградцев, заявлен курс на поддержку и развитие театрального процесса.

Афиша конца декабря и начала января по традиции была наполнена новогодними и рождественскими премьерами. «Рождественский бал» в этом году предстал зрителям в виде своеобразной рождественской феерии в авантюрном стиле под названием «Гранд-отель «Бенефис»». Свою версию новогоднего представления предложил новый для театра человек – режиссер Григ Скоморовски, известный как постановщик грандиозных мультимедийных шоу на больших столичных и европейских площадках.Все зрители, купившие билеты в театр, автоматически становились постояльцами Гранд-отеля, где, по замыслу автора, ежегодно в канун Рождества собирались знаменитые персонажи, ставшие символами мировой оперы: Дон Жуан, Кармен, Фигаро, Мадам Баттерфляй и другие. Они шутили, общались между собой, соперничали, строили козни и, конечно, пели.

Юных зрителей тоже ждал сюрприз. Им предложили поучаствовать «В поисках Снегурочки». Именно так назвала свою новогоднюю музыкальную сказку либреттист и режиссер Мария Кузьмина. Интерактивный спектакль для всей семьи с пением, зажигательными танцами и непростыми вопросами о добре и зле, правде и лжи, понравился всем. Не обошлось без традиционного хоровода под елкой и фотографий с Дедом Морозом, Снегурочкой и обаятельным Снеговиком.

Праздники отгремели быстро, а впереди уже четко вырисовывалась новая премьера. На последние даты января был намечен показ новой «Кармен» в постановке того же Грига Скоморовски. Работа над спектаклем велась давно, еще во время летних отпусков артисты осваивали уже известные им партии на французском языке. Существовавший долгие годы в афише театра спектакль, к 180-летию Ж.Бизе решили полностью модернизировать. Известные всем трагические события, погубившие знаменитую цыганку, теперь происходили в контексте абсолютно новой сценографии. Костюмы и декорации, сценическая пластика, световые и визуальные эффекты поражали новизной. Перевод осуществлялся с помощью субтитров над сценой. Неизменной осталась только гениальная музыка Ж.Бизе, классический вокал и мастерство волгоградских артистов. Сенсационную премьеру зрители смогли оценить 30 и 31 января. Партию Хозе исполнили солист Мариинского театра Дмитрий Демидчик и солист нашего театра Виталий Ревякин. Партию Кармен солистки «Царицынской оперы»:лауреат международного конкурса Ольга Сабирова и Наталья Филиппова, Микаэлы – заслуженные артистки России Анна Девяткина и Елена Барышева. Это был первый опыт новаторского режиссерского решения в постановке классической оперы на сцене нашего театра. Премьера вызвала широкий резонанс, интерес к ней до сих пор огромный!

Театр продолжил сотрудничество с Детским симфоническим оркестром. Главный дирижер «Царицынской оперы» много времени уделяет юным талантливым музыкантам, готовя достойный резерв нынешнему составу оркестра. В программе «От Баха до Чайковского» артисты детского симфонического оркестра – лауреаты всероссийских и международных конкурсов вновь показали свое мастерство, покорившее сердца зрителей Волгограда и многих других городов, где уже выступали эти юные дарования. 17 февраля в их сопровождении с удовольствием спели не только сверстники, но и взрослые именитые вокалисты, признанные солисты «Царицынской оперы».

Театр все чаще приглашает на свою сцену талантливых музыкантов. Так 19 февраля любители фортепианной музыки смогли оценить творчество Томаша Риттера – молодого польского пианиста, лауреата многих международных конкурсов, одного из самых ярких и самобытных музыкантов Европы.В программе «Разные грани одного бриллианта» в его исполнении прозвучали произведения Ф. Шопена.

В конце февраля на афишах «Царицынской оперы» появилось имя известного дирижера Николая Хондзинского. Знаменитый московский дирижер, лауреат премии им. Бориса Чайковского, международных Баховских фестивалей, премии правительства Москвы, известен зрителям своим сотрудничеством как с Волгоградским симфоническим оркестром, так и с оркестром «Царицынской оперы». В этот раз он встал за пульт в опере Дж.Верди «Травиата».

В ряду приглашенных в театр музыкантов, запомнился и харизматичный контрабасист из Астраханского Театра оперы и балета – Алексей Сидоров. Тепло и доверительно в программе «Низким голосом о вечном» беседовал со зрителями его контрабас, дополненный фортепианным аккомпанементом, изящной хореографией и лирической поэзией.

Активная творческая деятельность театра, его яркие проекты и громкие премьеры привлекали пристальное внимание самых разных СМИ. Эффектное вступление на одной из самых знаменитых сценических площадок страны – в «Геликон-опере» в рамках Всероссийского оперного фестиваля вызвало интерес музыкальных изданий. О «Царицынской опере» заговорили профессиональные критики на страницах печатных и интернет площадок, таких как информационный интернет-портал о культуре в России и за рубежом Ревизор.ru, радио «Орфей», информационное агентство «Музыкальный Клондайк», критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь». В течение сезона о «Царицынской опере» написали федеральные издания «Региональная Россия» и «Играем с начала». С удовольствием размещала материалы о театре и региональная пресса: портал и газета «Грани культуры», электронное периодическое издание «Городские вести», Информационное агентство «РИАЦ», сайт «Блокнот Волгограда», сетевые издания «МТВ.онлайн», «Новости Волгограда, «Волгоградская правда», «Аргументы и Факты. Волгоград» и многие другие.

В феврале 2019 года на Волгоградском муниципальном телевидении был создан первый выпуск уникальной программы «Призрак оперы. Царицынской». С этого момента волгоградцы регулярно узнают о театральных премьерах и тайнах оперного и балетного закулисья от журналиста Анны Рябовой. Театр продолжил активно участвовать в реализации телепроектов ВГТРК «Волгоград ТРВ»: «Ваш выход», начатого еще в марте 2018 года и нового, посвященного Году театра, – «Театр. Служебный вход» на канале «Волгоград-24». Артистов, режиссеров и руководителей театра регулярно приглашают на студии популярных региональных телевизионных и радио каналов для участия в интервью.

А в середине февраля наступившего Года Театра волгоградская общественность узнала о знаковом для «Царицынской оперы» событии – директор театра Леонид Пикман признан лучшим менеджером 2018 года в номинации «Культура», выиграв конкурс, ежегодно проводимый администрацией Волгоградской области. Такая безоговорочная победа директора оперного театра говорит о признании его заслуг в возрождении волгоградского оперной традиции, поднятии престижа и популярности оперного искусства в регионе.

События, набирающего обороты Года театра, не остались в стороне от «Царицынской оперы». С 10 по 14 марта делегация от театра была направлена в Сочи для участия в Южном театральном форуме «Российский театр – ХХI век. Новый взгляд», организованном Союзом театральных деятелей России. Важно было поделиться проблемами, стоящими перед коллективом, пообщаться с коллегами из других регионов, перенять опыт лучших.

Все это время, благодаря финансовой поддержке АО «КАУСТИК», шла к завершению реконструкция Камерного зала театра, открытие которого состоялось 12 апреля. Зал, вместимость которого после ремонта возросла до 130 человек, приобрел уникальные акустические характеристики, сценическая площадка стала не только значительно больше по размеру, но и получила новое оборудование: мягкий занавес, кулисы. Кроме масштабных постановок, которые проходят на большой сцене, репертуар театра теперь сможет включать и камерные проекты: вокальные и инструментальные концерты, одноактные оперы, литературно-музыкальные композиции, интерактивные мероприятия для детей, встречи со зрителями, творческие конкурсы и мастер-классы.

А буквально через два месяца, 20 июня обновленный Камерный зал получил собственное имя – «Венедиктовский». В дни проведения фестиваля «Оперный альянс», в торжественной обстановке, в присутствии представителей СМИ и самого виновника торжества – Главного дирижера Волгоградского музыкального театра, заслуженного деятеля искусств РСФСР, основателя и вдохновителя оперного театра в Волгограде Вадима Венедиктова, состоялась торжественная церемония присвоения залу имени и творческая встреча с самим маэстро.

Директор театра Леонид Пикман активно занимается не только реконструкцией, ремонтом помещений театрального здания, благоустройством его территории, заботится об удобстве, безопасности и комфортном пребывании в театре артистов и технических сотрудников. Пожалуй, одна их основных сфер его деятельности – пополнение и сплочение коллектива. За последнее время в труппу театра пришли многие талантливые артисты. Сегодня в нашем театре служат прекрасные вокалисты Руслан и Светлана Сигбатулины, Наталья Филиппова, Виталий Ревякин, Алексей Михайлов, дирижер Арсен Туаев, балерины Ольга Туаева и Ксения Вдовина. Они с удовольствием приехали к нам работать, выбрав для жизни – Волгоград, а для творчества – «Царицынскую оперу».

Минувший театральный сезон был особенно богат на совместные выезды. Одним из таких запоминающихся путешествий стала апрельская поездка в Ростов-на-Дону. Большим составом коллектив побывал в гостях у ростовских коллег. Программа визита включала посещение Ростовского государственного музыкального театра, встречи и обмен опытом, знакомство с достопримечательностями столицы ЮФО. Волгоградцы привезли из поездки массу впечатлений: горячо обсуждали оперу «Жанна Д‘Арк» Дж.Верди, особенности организации производственного процесса и устройство театрального здания, красоту природы и гостеприимство соседей. Такие мероприятия не случайно считаются командообразующими, ведь только так и можно сплотить коллектив, наладить в нем дружеские взаимосвязи, создать настоящую команду единомышленников, способную справиться с любой, даже самой сложной задачей.

Уже по традиции 24 мая – День славянской письменности и культуры горожане празднуют вместе с «Царицынской оперой». Грандиозное представление, главным действующим лицом которого является многочисленный сводный хор, уже третий год подряд устраивается на ступеньках перед входом в здание театра. Масштабные декорации в виде православного храма с настоящей звонницей, яркие костюмы, программа, составленная в основном из произведений русского классического репертуара, создали неповторимую атмосферу древней Руси. Передавать из поколения в поколение национальные традиции, нести русскую культуру и классическое музыкальное наследие самой широкой аудитории – именно в этом «Царицынская опера» видит свою миссию, привлекая с каждым годом все больше и больше зрителей.

А уже через пару дней артисты «Царицынской оперы» продолжили покорять культурное пространство страны. На гастроли волгоградских оперных артистов пригласили коллеги из Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Гатова. В рамках IV фестиваля оперного искусства «Опера без границ» здесь был показан один лучших спектаклей волгоградской труппы – опера Дж. Пуччини «Тоска». 27 мая в главных партиях на сцене Краснодарского музыкального театра выступили ведущие солисты театра – заслуженная артистка России Анна Девяткина (Тоска), Виталий Ревякин (Каварадосси), Руслан Сигбатулин (Скарпиа). «Царицынская опера» буквально покорила Краснодар, теперь здесь тоже есть самые преданные поклонники наших артистов.Удивительно эмоциональная, живая и музыкально подготовленная публика неоднократно аплодисментами и криками «браво!» прерывала действие. После спектакля почти 1200 зрителей, заполнивших зал Краснодарского музыкального театра, долго и восторженно благодарили артистов, несли цветы, обменивались впечатлениями, приглашали приехать еще!

Самый конец мая, когда театральный сезон уже должен приближаться к своему завершению, для коллектива «Царицынской оперы» был лишь началом самых значимых его событий. На 31 мая было запланировано открытие фестиваля «Оперный альянс», который решили возродить в Год театра. Традиционный оперный фестиваль, которым несколько лет подряд в Волгограде завершался театральный сезон, не проводили 4 года. В программе нынешнего были заявлены: гастроли двух Саратовских музыкальных театров, выступления оперных звезд мировой величины, концерты, мастер-классы, пресс-конференции.

Но в самом начале – состоялось уникальное событие: театр «Царицынская опера» впервые за все время своего существования открыл экспозицию в Волгоградском областном Краеведческом музее. Выставка, названная «Средь шумного бала» и посвященная истории возникновения и становления оперного театра в Волгограде, была рассчитана на полтора летних месяца. Театральные афиши и программки разных лет, исторические костюмы и аксессуары предоставили артисты, художники, технические сотрудники театра, проработавшие в нем более четверти века, а также верные поклонники оперного искусства и постоянные зрители. Завораживающими были и кадры видеозаписей первых спектаклей тогда еще Волгоградской оперной антрепризы. Все материалы экспозиции после ее закрытия переедут в здание «Царицынской оперы», где будет организован собственный музей.

В этот же день состоялось и открытие фестиваля «Оперный альянс». На пресс-конференции, посвященной этому событию, на вопросы журналистов и блогеров ответили, приглашенные для участия в спектакле «Кармен» Ж.Бизе, звезды оперной сцены: обладательница премии «Грэмми» и звания «Оперная Дива» – Марина Домашенко (Кармен); лауреат международных конкурсов – солист Мариинского театра Дмитрий Демидчик (Хозе); солист Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Кондратков (Эскамильо), а также директор театра – Леонид Пикман, художественный руководитель – заслуженный артист России Николай Черепанов, главный дирижер – Сергей Гринев и режиссер-постановщик спектакля – Григ Скоморовски.

С восторгом приняли зрители, показанный на открытии фестиваля премьерный спектакль, где в главных партиях выступили приглашенные артисты, а партию Микаэлы блистательно исполнила заслуженная артистка России Анна Девяткина.

Фестиваль «Оперный альянс» триумфально начатый яркой премьерой с оперной примой в заглавной партии, продолжился ее мастер-классом. Марина Домашенко, исполнившая за свою певческую карьеру практически все известные партии, написанные для драматического меццо-сопрано, с удовольствием поделилась секретами мастерства с молодыми артистами «Царицынской оперы», студентами консерватории и всеми желающими. Практические советы от настоящей «Оперной Дивы», ее обаяние, абсолютная коммуникабельность и скромность покорили всех.

Незабываемым для зрителей стал уникальный совместный концерт оркестра театра «Царицынская опера» и Волгоградского детского симфонического оркестра. 4 июня программа «Все поколения музыка связала» объединила не только взрослых и юных музыкантов, но и произведения разных жанров и эпох, знакомые и любимые всеми.

6 июня – в День Рождения А.С.Пушкина в рамках фестиваля состоялись сразу два события, посвященных 220-летию великого поэта. Сначала зрителей пригласили на «Пушкинские чтения». Оригинальную программу, состоящую из стихов и романсов, провела легендарная волгоградская актриса, большой знаток наследия русского классика – Зоя Владимировна Соколова. Интересные факты биографии поэта, известные стихи, романсы на слова Пушкина прозвучали в исполнении самой Зои Соколовой, а также школьников, студентов актерского факультета ВГИиКа, артистов НЭТа и солистов театра «Царицынская опера».

Вечером в Камерном зале театра зрителей ждала новая встреча с Пушкиным. В исполнении артистов Саратовского областного театра оперетты прозвучали музыкально-поэтические сцены из романа «Евгений Онегин» в постановке художественного руководителя театра А.Прасолова.

Фестивальная программа дала возможность волгоградским зрителям оценить выступления и Саратовского академического театра оперы и балета. Все три спектакля: балет для детей «Чиполино» К.Хачатуряна и победители конкурса «Золотая маска» разных лет – опера «Дон Жуан» В.А.Моцарта и балет «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева прошли с абсолютным аншлагом, зрители долго не отпускали саратовских артистов, дарили цветы, кричали «браво!». Кроме восторженных откликов и ярких впечатлений визит саратовских гостей пополнил гастрольный опыт волгоградского театра, существенно расширил круг его друзей, обогатил большими творческими планами.

Завершив гастрольную программу, фестиваль «Оперный альянс» продолжился новой яркой премьерой – в исполнении артистов театра прозвучала музыкально-хореографическая мистерия Карла Орфа «Кармина Бурана». 20 и 21 июня зрители увидели потрясающий спектакль. Это была вторая за сезон удачная попытка переосмыслить классику, придав ей новое оригинальное содержание, наполнив свежей режиссерской идеей, ярким своеобразием, новыми смыслами. Кроме грандиозной кантаты К.Орфа в спектакле звучит музыка Г.Ф.Генделя и В.А.Моцарта. Режиссером-постановщиком выступил приглашенный из Астрахани хореограф Александр Зверев, дирижером-постановщиком стал главный дирижер театра Сергей Гринев. В необычном спектакле удалось соединить симфоническую музыку, хоровое и сольное пение, балет, видео-контент, глубокую философию. Зрители были потрясены глубиной и насыщенностью, многогранностью и утонченной эстетикой оставляемого после спектакля впечатления. Безусловно, это был самый достойный финал и фестиваля «Оперный альянс», и в целом всего театрального сезона 2018-2019.

Несомненно, из более чем четвертьвековой истории «Царицынской оперы» этот театральный сезон оказался наиболее ярким и насыщенным. Коллектив набрал очень серьезный темп и удержать его теперь нелегко. Пройдя за 10 месяцев путь от московских фестивальных подмостков до возрождения собственного фестиваля, выдав несколько знаковых премьер и пополнив штат почти десятью высококлассными артистами, Царицынская опера» приобрела узнаваемость и престиж в регионе, имидж добротной и быстро развивающейся театральной единицы в профессиональном сообществе, статус и лоск настоящего оперного театра в глазах зрителей. Теперь есть смысл не снижать обороты, продолжить движение вверх, хоть, учитывая специфически особенности и технические проблемы, это будет гораздо сложнее. У театра есть определенный ресурс, превысить который без серьезных преобразований, требующих значительных материальных затрат, невозможно.

Однако, потенциал у коллектива и его директора огромен. К тому же Год театра в России еще продолжается и завершится только в декабре. В самой ближайшей перспективе, еще до официального открытия нового сезона и уже в его начале зрителей ждет много самых разных масштабных и амбициозных проектов. Здесь и выступления на сцене «Царицынской оперы» нескольких российских и зарубежных театральных коллективов, ноябрьские гастроли театра в Саратов. Особенно волнительными будут собственные премьеры первой половины года, один перечень которых впечатляет и вдохновляет: оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, балет Дон Кихот Л.Минкуса. Зрителям такое мощное и насыщенное событиями продолжение Года театра наверняка понравится, а от коллектива потребует максимального напряжения, сверхплотного рабочего графика и высокого профессионализма. Надеемся на отличный результат и огромный успех всего, что задумано и уже начато!

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»