Пушкин использовал бы «смайлики»

Пушкин использовал бы «смайлики»

Спектакли должны находить отклик у зрителя

В рамках фестиваля «Оперный Альянс» в Волгограде побывал известный режиссер, художественный руководитель Саратовской оперетты Александр Прасолов. На его счету более 70 спектаклей в городах России и зарубежья, многие из которых отмечены наградами престижных театральных конкурсов и фестивалей. Режиссер и исполнитель цикла моноспектаклей по русской классической поэзии представил на суд волгоградского зрителя оригинальную постановку «Евгений Онегин».

– С нашим театром вас связывает творческое прошлое и планы на будущее…

– Впервые приезжаю в Волгоград в составе Саратовского театра оперетты, до этого был у вас на гастролях с Дагестанским театром оперы и балета. Люблю ваш театр, давно знаком с художественным руководителем Николаем Черапановым. В свое время Николай Геогиевич был приглашенным артистом в Астраханский театр оперы и балета (когда я с ним работал) исполнял партию Хозе в опере «Кармен». С директором театра «Царицынская опера» Леонидом Пикманом мы встречаемся на различных тематических конференциях, состоим в Ассоциации музыкальных театров России. У нас большие планы на сотрудничество…

–  Вы привезли музыкально-поэтические сцены «Евгений Онегин», сами играете роль в этой постановке. В чем ее особенность?

– Спектакль «на стыке жанров» по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с использованием музыки П.И.Чайковского. В отличие от больших, масштабных работ, он камерный. К обновленному камерному залу «Царицынской оперы» подошел очень кстати даже по цветовой гамме. Спектакль очень мобильный, с ним удобно гастролировать, поскольку задействовано минимум артистов и декораций. Я персонаж, который читает от автора, из действующих лиц - Онегин и Татьяна. В спектакле проекция пушкинских строк. Мы подумали, например, если бы Александр Сергеевич жил в наше время и писал из Болдино… Тогда не было гаджетов, а сегодня он наверняка поставил бы смайлик. Мы стараемся вносить современные нюансы, элементы в постановки, тем самым немного приближая произведения к действительности.  Важно, чтобы спектакли органично вписывались в нее и были созвучны современному зрителю.

– Как вы думаете, какие темы и вопросы сегодня важно поднимать, заострять в спектаклях?

– Сегодня многие ценности, такие как совесть, сострадание, сопереживание нивелируются, становятся буквально рудиментами. Думаю, что важно культивировать эти ценности и через искусство показывать как остаться человеком. Миссия театров – делать мир лучше…

– У вас очень большой опыт работы, вы были главным режиссером в музыкальных театрах Ижевска, Астрахани, Пятигорска, Махачкалы, сотрудничали с театром оперы и балета Дагестана... Есть ли региональная специфика театров, разделение на более/менее подготовленных зрителей?

– Действительно в каждом регионе есть своя специфика. Главное, чтобы спектакли были убедительными, вызывали чувства, помогали обнажить свою душу. Никогда не забуду, как в Махачкале плакала женщина, которая смотрела спектакль о тяжелой доли матери, потерявшей своих детей во время войны. Вот зачем нужно ходить в театр!

В театрах скорее есть разделение на коммерческие и художественные спектакли. При этом нередко в репертуаре бывают неприбыльные спектакли, которые несут художественную ценность и «подтягивают» уровень зрителей.

– 2019 год объявлен Годом театра. Отражается ли это событие на планах у вашего театра?

– Приятно осознавать, что театрам в нашей стране придается особая значимость. В Год Театра у нас большие планы – новые постановки, проведение осеннего фестиваля «От водевиля до мюзикла». В честь 200-летия Жака Оффенбаха открытие театрального сезона начнется премьерой - оперой «Прекрасная Елена». Год от года мы наращиваем темпы. Мы хотим, чтобы в нашем театре были разные, новые спектакли. В чем-то хулиганские, современные, классические. Мы стараемся экспериментировать, работаем на «стыке жанров». В прошлом году у нас вышло 7 новых постановок, в этом году планируем выпустить не меньше.

–  В чем специфика и преимущества оперетты по сравнению с оперой?

– Театр оперетты – это синтетический вид искусства, основанный на слове, музыке, действии. Я бы сказал, что наши преимущества –это продолжение наших недостатков и наоборот недостатки – наше преимущество. У нас более широкие возможности  использования разговорного диалога, другие акценты в музыке и хореографии. Через оперетту зрителю легче полюбить оперу. Кстати, с итальянского языка оперетта переводится как маленькая опера.

– Есть утверждение, что провинциальные театры зачастую хранители традиций…

– Столичные театры более продвинутые в финансовом плане, в области технологий. Им проще рисковать, у них больше простора для маневра. У зрителей в Москве, Санкт- Петербурге, в других крупных городах всегда есть выбор. Мы единственный театр в городе Энгельс и поэтому несем большую ответственность за наших зрителей. Прежде всего, мы придерживаемся классических традиций. Однако мы открыты, подвижны и готовы включать «живые» элементы, которые находят отклик у наших зрителей.

 

Беседовала Анжела Буцких

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»