Александр Яковлев: «С Волгоградом у меня сложились интересные и плодотворные отношения»

Музыкант, композитор с мировым именем, основатель и идейный вдохновитель фестиваля «Grand Piano in Palace» Александр Яковлев исполнил соло на фортепиано на юбилейном концерте Волгоградского детского симфонического оркестра, который прошел в «Царицынской опере». Совместный проект оперного театра и детского оркестра «Нам 10 лет» стал ярким событием. Александр Яковлев активно занимается развитием и продвижением талантливых детей в профессиональное музыкальное сообщество. Виртуоз и мыслитель, обладатель собственного стиля, основанного на глубоком прочтении замысла композиторов, ответственно относится к популяризации классического искусства и преемственности в музыке.

– Рады приветствовать вас в театре «Царицынская опера». Приятно, что вы нашли время в своем загруженном графике.

– Благодарю! По приглашению директора театра «Царицынская опера» Сергея Гринева с удовольствием приехал на юбилейный концерт к вам. Меня связывает не только тесная дружба, но и плодотворное сотрудничество с Сергеем Сергеевичем, который является главным дирижером и художественным руководителем детского симфонического оркестра. В свое время этот замечательный коллектив завоевал Гран-при на фестивале «Grand Piano in Palace» в Санкт-Петербург. На сегодняшний день это один из крупнейших мировых фестивалей для детей, юношества, в том числе и профессиональных музыкантов. Были разноплановые номинации: фортепиано, скрипка, камерное выступление, выступление симфонического оркестра. Юные музыканты настолько поразили сердца международного жюри, что все единогласно присудили высшую награду волгоградскому детскому оркестру. Когда я получил приглашение на юбилейный концерт этого коллектива, моя душа возликовала. С радостью согласился выступить и с большим удовольствием увидел, как на сцене со мной работали уже настоящие взрослые профессионалы. Удивительно было наблюдать, как за столько короткий срок из птенцов выросли прекрасные птицы.

– Вы неоднократно бывали в Волгограде.

– Меня приглашал главный дирижер Волгоградского симфонического оркестра Андрей Аниханов, с которым мы сыграли уже более 10 концертов. Совсем недавно с оркестром, играл концерт чешского композитора Антонина Дворжака для фортепиано, редчайшие произведения, которые в Волгограде никогда не исполнялись, только в России пару раз. Была прямая трансляция, которую посмотрели более 25 тысяч человек во всем мире. У меня сложились очень интересные и плодотворные отношения с Волгоградом, получается, что я часто сюда приезжаю. В феврале меня пригласили с потрясающей программой, связанной с поэзией Константина Бальмонта и музыкой Александра Скрябина.

– Вы уделяете много внимания воспитанию юных музыкантов, регулярно даете мастер-классы в России и за рубежом.

– Моя жизнь связана с педагогикой, я работал в Ростовской консерватории, преподавал как приглашенный профессор в Японии, Америке, Европе. Очень хорошо помню те ощущения, когда я был молодым, неопытным, начинающим музыкантов. Первое, что было – ясное желание стать большим музыкантом, хотелось, чтобы кто-то меня поддерживал. Находились люди, которые мне помогали: несколько раз я получил именную стипендию от Мстислава Ростроповича, однажды Папа Римский подарил мне рояль, канцлер Германии Герхард Шредер поддерживал меня... Я учился в различных учебных заведениях. Окончил Ростовскую государственную консерваторию и аспирантуру по классу фортепиано у профессора Сергея Осипенко. Изучал композицию в классе профессора Леонида Клиничева. По окончании консерватории обучался в Зальцбургском «Моцартеуме» у профессора Алексея Любимова и в Берлинском университете искусств у профессора Паскаля Девуайона. Это позволило мне считать, что я могу делиться своими знаниями с детьми. Когда я получил возможность помогать сам, то организовал свой фестиваль «Grand Piano in Palace». Моя жизнь непосредственно связана с детьми и для меня очень важно помогать юным музыкантам обрести себя. Когда я вижу такие грандиозные проекты как концерт детского оркестра, искренне радуюсь. Волгоградский коллектив не имеет аналогов в мире. Конечно, есть детские оркестры, но не такого уровня. Не в Москве, не в Санкт-Петербурге не пускают в профессиональную оперу детей. А они уже сейчас стоят на профессиональной сцене.

– Как вы думаете, многие из этих детей останутся в профессиональной музыке?

– Дело в том, что пандемия отложила свой отпечаток, дети боятся связывать свою жизнь с музыкой. Неизвестно – получится или нет. Произошли изменения, раньше все было более радужным. Тем не менее, те дети, которые не могут жить без музыки в ней и останутся. В свое время педагог Владимир Наумов легко отвечал на этот вопрос: тот студент, который к нему приходит и ничего не может делать (точнее может, но душа у него не лежит), а только лишь играть – станет музыкантом. По такому критерию легко определить тех людей, которые не могут не находиться на этой сцене. Они для себя уже решили, наверное, еще до 5-летнего возраста, просто еще не сказали себе.

– Как вы считаете, талантливыми музыкантами рождаются?

– Именно рождаются! Музыкальное образование – это потрясающе, очень важно привлекать максимальное количество детей для его получения. Всем известно, что музыка развивает оба полушария мозга, об этом написано большое количество научных трудов. Благодаря музыке люди получают больше возможностей для использования потенциала головного мозга. В дальнейшем музыка помогает и математикам, и химикам. Недаром великие композиторы Александр Бородин, Модест Мусоргский успешно занимались разными профессиями. Однако музыканты рождаются под какой-то звездой. Мы должны дать возможность максимальному количеству детей это понять. Не задавливать их, не заставлять выбирать перспективные профессии. Сегодня многие хотят стать программистами, но если все будут работать в этой сфере, мы получим, что все замкнутся в себе, в компьютере... Музыка объединяет людей, а сейчас такое время, которое разъединяет нас. Для меня будет очень почетно, если воспитанники детского оркестра выберут своим будущим – музыку.

– Вы во сколько лет вы узнали, что будет музыкантом?

– В 3 года я попросил бабушку купить мне фортепиано. Она пообещала попозже, тогда я стал «доводить» родителей своей просьбой. В результате они сдались и купили мне прекрасный инструмент. На этом фортепиано я играл почти до 20 лет. К тому моменту уже успел выиграть разные международные конкурсы. Следующим инструментом стала рояль от Папы Римского.

– Александр, вы persona grata на самых престижных мировых концертных площадках. Вам рукоплескали на сценах «Карнеги-холл» в Нью-Йорке, «Виктория-холл» в Женеве, Берлинская филармония, Большом зале Миланской консерватории им. Дж.Верди, Национальном дворце в Барселоне, «Бунка Кайкан» в Токио и т.д. Не было желания остаться жить за границей?

– Я прожил в Европе почти 8 лет, мне оставалось совсем немного для получения гражданства. У меня были виды на жительство и два языка – немецкий и испанский. Однако я вернулся в Россию по велению сердца. Тогда я задался серьезным вопросом – вопросом о своем предназначении. Для чего я могу пригодиться на этой земле? Что я могу сделать хорошего? Помогать немецким или испанским детям? Или я могу объединить талантливых российских детей с продюсерами, площадками, делать этакий симбиоз. На последнем международном фестивале в Санкт-Петербурге «Grand Piano in Palace» было представлено порядка 25 национальностей. К нам приезжали дети из Мексики, Гондураса, Китая, Японии, Малайзии, Сейшельских островов... До пандемии я начал вывозить наших замечательных детей в Швейцарию. В Цюрихе нас поддерживает один из известных миллиардеров «Форбс» Михаил Скигин. Прошлый фестиваль состоялся при его поддержке. Первые несколько проектов проходили на деньги, которые я зарабатывал на выступлениях, отдавал буквально последнюю рубашку. А потом потихоньку стали приходить спонсоры, которые понимали, что за мной никто не стоит. Ни разу не было государственной поддержки, в основном частные меценаты. Самое интересное, что 99 % из них иностранцы.

– Получается, что нужно было пожить в Европе…

– Да, чтобы понять их ментальность и научиться говорить на их языке. У меня много швейцарских друзей. У меня образовался целый фан-клуб. Мои концерты, выступления детей просматривают зрители со всего мира. На некоторых трансляциях за 2-3 дня бывают по 60-100 тысяч человек. Такая частота просмотров сравнима с хорошим ТВ-каналом. Все можно понаблюдать на сайте https://www.yakovlevpiano.com. И это серьезная аудитория людей, которые любят классическую музыку. К счастью, сегодня благодаря социальным сетям и YouTube-каналу появились возможности продвигать свое дело. Любой человек может стать известным, главное заинтересовать аудиторию и найти правильный подход. Мне от папы достались лидерские качества. Некоторые пианисты просто сидят и изучают репертуар. Я тоже очень много чего учу, но считаю необходимым еще продвигать проекты и идти вперед.

– Какие ближайшие идеи по продвижению и развитию фестиваля «Grand Piano in Palace»?

– Фестиваль «Grand Piano in Palace» был организован не только в Санкт-Петербурге, но и в Новороссийске, Таганроге. Есть несколько проектов по организации крупнейшего культурно-фестивального кластера на Северном Кавказе. Недавно родилась идея организовать Первый международный музыкальный конкурс в Абхазии. Есть желание снова вывести талантливых детей в Цюрих. Много всего…

– На что сегодня тратите больше всего сил и внимания?

– Я не забываю о сольной карьере. Не буду скрывать, что это приоритет. Как исполнитель в ближайшие 20 лет хочу оставить фортепианное наследие, записать 30-40 дисков той музыки, которую я мечтаю сыграть. Сейчас я играю то, что хочу! Впервые к 40 годам! Есть много прекрасной музыки, которую люди не знают. Менталитет российских и зарубежных менеджеров – давать то, что на слуху. На втором месте – педагогика, работа с детьми. Организаторские моменты и взаимодействие с детскими коллективами. Музыка должна иметь преемственность. То же самое должно быть в композиторском искусстве. У нас не будет упадка, если мы будем давать возможность детям культурно развиваться. Культурно образованные люди трудно вписываются в общую массу. Культурное образование, работа с подсознанием – это мощное интеллектуальное оружие. В противном случае в будущем будет обеспечена победа искусственного интеллекта над человечеством. Дети, которые знают симфонии Густава Малера и Вольфганга Амадея Моцарта будут против мировой войны, поскольку они понимают – какое наследие может быть уничтожено.

Беседовала Анжела Буцких

Справка

Александр Яковлев является лауреатом более 50 международных конкурсов (обладателем более 40первых премий). Среди них – конкурс имени А. Шнабеля в Берлине (2004, Германия), конкурс в Женеве (2005, Швейцария), имени Ф. Шопена в Риме (2006, Италия), Compositores de Espana в Мадриде (2008, Испания), Parnassos в Монтеррее (2010, Мексика), конкурс в Такамацу (2010, Япония), в Цинциннати (2012, США) и другие.

В 2013 году он был удостоен I премии и Золотой медали президента Итальянской республики на Международном конкурсе пианистов имени Этторе Поццоли в городе Сереньо.

Александр Яковлев много концертирует в России и за рубежом, играя в таких залах, как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Виктория-холл в Женеве, Alte Oper во Франкфурте-на-Майне, в Берлинской филармонии, Берлинской Комической опере, Большом зале Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, Дворце искусств королевы Софии в Валенсии, Национальном дворце в Барселоне, Концертном зале Мариинского театра, Большом зале Московской филармонии, Anabuki hall в Такамацу, Toppan hall в Токио и на других престижных сценах.

Музыкант выступал со множеством известных оркестров, среди которых Берлинский и Токийский филармонические оркестры, оркестр романской Швейцарии, Миланский оркестр I Pomeriggi Musicali, Симфонический оркестр Цинциннати, Симфонический оркестр Мариинского театра, Симфонический оркестр Московской филармони, Римский камерный оркестр. Сотрудничал с известными дирижерами – Конрадом Ван Альфеном, Марком Гибсоном, Мишей Дамевым, Равилем Мартыновым, Кентом Нагано, Александром Поляничко, Жаном Бернаром Помье, Шинсаку Цуцуми и другими музыкантами.

Александр Яковлев принимал участие в фестивалях «Великие мастера Сарагосы» в Испании, Фестивале пианистов имени Артуро Бенедетти Микеланджели в Италии, Mayfest в Шотландии, «Лики современного пианизма» в Санкт-Петербурге, фестиваль Бетховена в Бонне, удостоен приза зрительских симпатий на фестивале «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге 2016. Артиста называют «пианист тысячи стилей» за многогранность и разнообразие исполнительского репертуара, который включает в себя 27 концертов для фортепиано с оркестром и более 20 сольных программ, в том числе собственных обработок и переложений для рояля различной оперной и симфонической музыки.

События театра
Информационные партнеры

Информация

Система персонализированных коммуникацийНациональный проект «Культура»